Списки вакциннообязанных
В Омской области составили перечень профессий для обязательной вакцинации
В Омской области ввели обязательную вакцинацию от COVID-19 для отдельных категорий населения. В их числе чиновники, педагоги, врачи, работники общепита и торговли. Глава регионального управления Роспотребнадзора объяснил необходимость такой меры ростом заболеваемости и низкими темпами прививочной кампании. Правозащитники считают, что вакцинация должна остаться добровольной, но юристы настоятельно рекомендуют выполнить требование Роспотребнадзора.
Глава управления Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач по Омской области Александр Крига издал постановление об обязательной вакцинации от COVID-19 отдельных групп граждан. В список попали чиновники, педагоги, медработники, работники учреждений торговли, общепита, транспорта, гостиничного бизнеса, многих направлений сферы услуг, а также ЖКХ, культуры и спорта. Всем им предписано до 31 июля привиться первым компонентом вакцины и до 26 августа — вторым. Каждая организация должна обеспечить вакцинацию не менее 60% сотрудников; списки работников необходимо до 7 июля представить в медицинские организации.
Свое решение господин Крига объяснил «неблагополучной ситуацией» с распространением коронавирусной инфекции в регионе. По его данным, за прошлую неделю в области произошел рост заболеваемости на 60,9%, причем изменилась возрастная структура заболевших — наибольший удельный вес (71,7%) приходится на взрослое трудоспособное население от 18 до 64 лет. «Установлен рост числа заболевших среди работников торговли, общественного питания, оказания бытовых, культурно-досуговых услуг, транспортных услуг и иной деятельности, связанной с обслуживанием населения. Отмечается рост числа заболевших лиц, активно посещающих общественные места (торговые центры, развлекательные площадки, спортивные мероприятия, парки, бары, рестораны) и пользующихся общественным транспортом,— более 91%»,— отметил он.
Сейчас план вакцинации выполнен на 34% по первой дозе и 25,3% — по второй.
«В то же время охват прививками лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сферах, имеющих наиболее высокий риск инфицирования населения, остается крайне недостаточным. По первой вакцинации — от 0,19% до 47,3%, по второй — от 0,1% до 36,5%. Текущие темпы иммунизации против COVID-19 не позволяют своевременно обеспечить необходимую защитную (не менее 60%) иммунную прослойку»,— отметил господин Крига. Определить потребность в вакцине и обеспечить иммунизацию указанных групп населения он поручил министерству здравоохранения Омской области.
Однако в пресс-службе регионального минздрава "Ъ-Сибирь" сообщили, что поставки вакцины регламентируются Министерством здравоохранения РФ — и повлиять на их объемы региональное министерство не может. Сейчас вакцина поступает в регион еженедельно в количестве от 30 тыс. до 50 тыс. доз. В последний раз — в конце прошлой недели — Омская область получила 30,8 тыс. доз «Спутника V».
В Общественной палате (ОП) Омской области "Ъ-Сибирь" сообщили, что жалоб и обращений по поводу принуждения прививаться или недостатка вакцины к ним не поступало. Сами сотрудники палаты запланировали на вторник массовую вакцинацию: «Добровольно, до решения Роспотребнадзора».
По данным Окружного информационного центра при полпредстве Сибири, на утро 5 июля в Сибирском федеральном округе (СФО) первую дозу вакцины получили 2,7 млн человек (15,5% от численности населения), полностью завершили вакцинацию — 1,9 млн человек (11,3% населения). По данным территориальных органов Роспотребнадзора, в регионах округа подтверждено более 445,7 тыс. случаев заражения COVID-19, в том числе 1,8 тыс. за последние сутки. Для сравнения: в мае фиксировалось в среднем 530 случаев в день.
Еще в июне вакцинация от коронавируса стала обязательной для отдельных категорий населения в трех других регионах Сибири: в Кузбассе, Республике Алтай и Хакасии.
Юрист КА «Юков и партнеры» Илья Бахилин обращает внимание, что власти субъектов выбрали разные модели.
Так, в Хакасии, на Алтае и в Омской области ограничились постановлениями местных главных санитарных врачей, а в Кемеровской области дополнительно приняты специальное постановление регионального правительства и распоряжение губернатора. При этом перечень «обязательных» профессий в Кузбассе намного уже, чем на Алтае и в Омской области. «С юридической точки зрения выбранная регионом форма введения обязательной вакцинации — постановлением главного врача, правительства или главы региона — значения не имеет. Все данные акты являются нормативными и, следовательно, обязательными к соблюдению. Вероятно, это важно лишь с точки зрения политической легитимности таких актов — к какому из органов власти существует большее доверие населения региона»,— полагает юрист.
Он добавил, что за отказ от обязательной вакцинации ответственность предусмотрена в основном для организаций. Так, в КоАП РФ на этот случай установлен административный штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ). Если же отсутствие вакцинации приведет к смерти человека, то предусмотрена уголовная ответственность руководителя — от штрафа (1–2 млн руб.) до лишения свободы, в зависимости от числа погибших — от трех до десяти лет (ст. 236 УК РФ). Для конкретного работника организации отказ от вакцинации может повлечь только отстранение от работы; увольнение либо иные санкции в данном случае будут незаконными, отмечает юрист.
Председатель первичной профсоюзной организации медработников «Действие» в Новосибирской области Сергей Комлев считает, что без введения режима ЧС в регионе вакцинация должна остаться добровольной. Решать, прививаться или нет, должен сам гражданин, независимо от его сферы деятельности. Он добавляет, что заявления властей о недостаточных темпах вакцинации ставят еще один вопрос: «Будет ли достаточно того количества вакцины, которое есть в регионе». Господин Комлев привел в пример Новосибирскую область: «Ранее минздрав сообщал, что темпы вакцинации значительно усилились, а через несколько дней появилась информация, что вакцина закончилась и регион ждет новую партию». «Перебои в поставках вакцины в медучреждения, если они не зависят от вины привлекаемой к ответственности организации, могут считаться уважительной причиной для невыполнения требований об обязательной вакцинации»,— добавил господин Бахилин.