Метро пустили по главной
На модернизацию транспортной системы Нижнего Новгорода необходимо 123 млрд рублей
Нижегородский метрополитен по замыслу регионального правительства должен стать основным видом транспорта для перемещения пассажиров из разных концов города в центр и обратно. Остальной общественный транспорт будет заниматься подвозом пассажиров к станциям метро и перевозить их внутри районов. Из 123,5 млрд руб., необходимых для модернизации транспортной системы города, 56,6 млрд руб. планируется направить на строительство новых станций метро. Ожидается, что пассажиропоток метро к 2028 году должен вырасти в 2,6 раза, до 86 млн пассажиров в год, и этот вид общественного транспорта станет безубыточным.
Как стало известно “Ъ-Приволжье”, модернизацию транспортной системы Нижнего Новгорода с упором на развитие метрополитена и трамвая оценили примерно в 123,5 млрд руб. Из них около 66,6 млрд руб. составляет потребность в инфраструктурных облигациях или бюджетных кредитах. Замгубернатора Сергей Морозов на Московском урбанистическом форуме сообщил, модернизация предполагает создание мультимодальной транспортной системы, которая с помощью пересадочных узлов в разных районах города свяжет в единую сеть все виды общественного транспорта — метро, трамваи, автобусы, троллейбусы, пригородные электрички и канатную дорогу. Наряду с такими мерами, как введение платных парковок и ограничение на въезд в исторический центр города, это должно повысить привлекательность общественного транспорта для населения, планируют в областном правительстве.
В рамках транспортной реформы планируется модернизировать наземный электротранспорт и увеличить его парк. Власти хотят реконструировать 97 км существующих трамвайных путей и построить около 24 км новых.
Также планируется обновить почти 360 единиц подвижного состава. Затраты на это оцениваются приблизительно в 42,5 млрд руб. Еще 8,6 млрд руб., по предварительным подсчетам, власти хотят направить на закупку новых автобусов.
Каркасом новой транспортной системы должно стать метро, а весь остальной транспорт может взять на себя функцию подвозящего. Ликвидация дублирующих маршрутов даст возможность разгрузить дорожную сеть города.
На строительство четырех новых станций планируется направить примерно 56,5 млрд руб. Из них около 37 млрд руб. — на строительство станций «Оперный театр» и «Сенная». Таким образом, строительство этой ветки метро подешевело на 4 млрд руб. от запланированных ранее. Станции будут строиться по «контракту под ключ», когда один договор заключается одновременно на разработку проектно-сметной документации и строительные работы. Ранее “Ъ-Приволжье” писал, что проектная документация по продлению Автозаводской линии метро до станции «Сенная» была разработана в 2011 году. Сейчас в проект вносятся корректировки — меняются глубина заложения станций и тоннелей, объемно-планировочные решения, сокращается количество строительных площадок с девяти до четырех.
В региональном правительстве надеются, что эти меры позволят запустить «Сенную» в 2024 году. Пассажиропоток двух новых станций должен составить 12,5 млн человек в год.
«Строительство метро до „Сенной“ является стратегической задачей. Появление этой станции даст дополнительное развитие для прилегающей территории. Инвесторы рассматривают проекты по строительству коммерческой и жилой недвижимости на 500 тыс. кв. м в шаговой доступности от будущей станции»,— сообщил на форуме Сергей Морозов.
Еще 19,6 млрд руб., по предварительным подсчетам, будет направлено на продление Сормовской линии метро и строительство станций «Варя» и «Сормовская». Также от «Сормовской» планируется проложить 13 км новых трамвайных путей в жилые микрорайоны города. В перспективе рассматривался вариант продления линии от «Сормовской» до микрорайона Починки. Стоимость строительства еще четырех станций на этом участке оценивается в 40 млрд руб. Поэтому было принято решение отказаться от этого варианта в пользу строительства 13 км трамвайных путей с общим объемом затрат в 4 млрд руб. Будущий ежегодный пассажиропоток станций «Варя» и «Сормовская» оценивается в 7,8 млн посетителей.
Создание новых подвозящих маршрутов и оптимизация действующей сети позволит к 2028 году увеличить пассажиропоток нижегородского метро с 32,5 до 85,9 млн человек в год, планирует правительство.
В результате метро станет безубыточным. Время в пути до центра города для жителей Сормовского района сократится в четыре раза.
Ссылаясь на выступления вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково» Павел Алферов отметил, что в российских городах наметилась тенденция «стремительной потери популярности общественного транспорта», что грозит транспортным коллапсом: «Проекты по развитию общественного транспорта должны стать действенным решением технических проблем и повысить экономическую активность в мегаполисах». Генеральный директор группы компаний «Моспроект3» Анна Меркулова считает планы нижегородских властей вполне реалистичными. По ее словам, сокращения сроков строительства метро возможно добиться за счет одновременного использования современных технологий строительно-монтажных работ.