Шампанскому допишут букву закона
Будет ли еще доработан новый российский закон об игристых винах
Бизнес просит разъяснений от правительства из-за нового закона о виноделии: участники рынка, с которыми пообщался “Ъ FM”, считают, что проблема может решиться лишь через несколько недель. Новые правила обязывают иностранных производителей шампанского называть свою продукцию «игристым вином», в то время как российские напитки могут считаться «шампанским». Из-за этого компания компания Moet Hennessy временно приостановила поставки продукции в Россию. Ее примеру могут последовать и другие производители шампанского. А в Еврокомиссии назвали новый российский закон «угрозой для экспорта».
В Минпромторге в свою очередь пообещали проверить корректность формулировок в документе в ближайшие дни. В теме разбирался Владислав Викторов.
Закон о регулировании алкогольной продукции, который Владимир Путин подписал в пятницу, поставил всех участников рынка в неловкое положение. Французские виноделы буквально оскорбились из-за того, что по новым правилам шампанское могут делать только в России, а все остальные должны указывать на этикетке «игристое вино».
Еще в пятницу российское подразделение производителя премиальных алкогольных напитков Moet Hennessy сообщило своим партнерам, что временно приостанавливает отгрузки продукции. Как уже в понедельник утончили в головном офисе, делается это для оценки последствий закона. Это при том, что ранее агентство Bloomberg писало, что компания согласилась на условия российских законодателей. Но определенности нет до сих пор, отмечает корреспондент “Ъ FM” в Париже Дарья Злотникова. Причем во Франции этот документ называют чуть ли не мошенническим.
«То холдинг LVMH готов был поставлять в Россию, то он не согласен, то снова согласился, — рассказывает Дарья Злотникова. — В общем, непонятно, каким же будет окончательное решение. Видимо, всем нужно какое-то время на то, чтобы понять, каким образом будет выглядеть рынок. Французы не готовы отступать. Они очень ревностно относятся к своим защищенным наименованиям. Именно в Шампани сейчас все очень возмущены. Мэр Реймса, столицы Шампани, написал в Twitter обращение к Владимиру Путину и сравнил действия властей с мошенничеством — настолько он возмущен и готов идти в атаку»,— пояснила Злотникова.
Союз домов шампанского Франции назвал недопустимым присвоение названия, которое придумали в Шампани и обогащали его на протяжении 300 лет. Его представители не исключили, что отказаться от поставок в Россию могут и другие производители. А все дело в том, что участники рынка просто недоумевают, что им теперь делать, отмечает основатель компании по продаже алкогольных напитков Simple Максим Каширин. По его словам, теперь потребуется переклеить этикетки, где будет указано, в каком регионе произведено конкретное игристое вино, но как это сделать — непонятно.
«Закон был написан и так быстро принят, что мы пока не понимаем, как это все будет реально работать. Никакого переходного периода нет. У нас не может быть такого, что вчера были одни сертификаты, а завтра уже другие. Это целый процесс, и дорогостоящий. Надо разобраться, какая продукция требует пересертификации, как это делать. Поэтому мы сейчас обратились в правительство с вопросом: пожалуйста, разъясните нам. Думаю, это разъяснение займет от недели до нескольких недель»,— говорит Максим Каширин.
В Кремле довольно сухо прокомментировали новый закон. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что документ уже подписан и должен исполняться. Упомянул Песков и поддержку российских виноделов, подчеркнув, что власти будут ее оказывать и дальше. Однако новая норма вряд ли поможет бизнесу, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его мнению, произошедшее — не более чем техническая ошибка, и никакой политики здесь нет.
«Существующий у нас в стране механизм принятия законов позволяет происходить таким вещам, когда все 450 депутатов голосуют не глядя. Сам законопроект обнародовали только в момент второго чтения, то есть он полностью переписан где-то там в недрах Минфина. Соответственно, депутаты его просто не читали, потому что это невозможно было даже успеть прочитать. Совет федерации его вообще не рассматривал, а потом постфактум выпустил постановление о том, что он его, оказывается, рассмотрел. А президент просто подписал. В результате получился казус»,— отмечает Павел Шапкин
К слову, российские виноделы уже заметили влияние нового закона. В понедельник акции одного из самых известных производителей игристых вин — «Абрау-Дюрсо» — обновили месячный максимум и росли почти на 8%. Президент группы компаний Павел Титов заявил, что отечественному бизнесу действительно нужна поддержка на рынке, однако в законах должен быть здравый смысл.