Россияне притормозили траты
На какие сферы переключится потребительский спрос
Траты россиян снизились впервые в этом году. Как выяснили аналитики «СберИндекса», бурный рост потребительского спроса как минимум прервался. Траты сократились незначительно — на 0,37%, если сравнивать месяц к месяцу. Хотя на прошлой неделе россияне увеличили расходы на продукты и непродовольственные товары. При этом в Москве серьезно уменьшились траты в заведениях общепита: на треть — в барах и клубах, на 21% — в ресторанах, и на 7% — в фастфуде.
Почему потребительский спрос перестал расти? И как на него влияют новые ограничения из-за COVID-19? На эти вопросы “Ъ FM” ответил директор лаборатории «СберИндекс» Николай Корженевский: «Это, конечно же, не является каким-то серьезным сокращением трат, это скорее первый внятный сигнал о том, что бурная волна восстановления в российской экономике как минимум прервалась.
Дальнейшего разгона темпов восстановления мы не ожидаем. Все-таки в целом цифры за июнь очень неплохие. По нашим оценкам, прирост порядка 10% год к году — это прирост расходов домохозяйств России на товары и услуги. То есть в целом потребитель однозначно чувствует себя очень и очень неплохо. Другое дело, что импульс быстрого и резкого восстановления, по всей видимости, иссякает.
На мой взгляд, это совершенно нормальный процесс. В прошлом году потребитель просто не мог тратить, зачастую хотел, но бизнесы были закрыты, работа ограничена и так далее. Потребители накопили достаточно существенные средства, и когда экономика восстановилась, функционирование бизнеса стало более нормальным, мы увидели эту быструю реализацию отложенного спроса. И то, о чем мы говорим сейчас, это, скорее всего, завершение такой мощной волны покупок. Просто были естественные потребности, которые необходимо было удовлетворить.
Это не означает, что потребитель начал чувствовать себя существенно хуже, но это означает, что потенциал дальнейшего роста столкнулся с естественными ограничениями. Новые ограничения значительного влияния не окажут. По образцу прошлого года скорее произойдет перераспределение внутри структуры расходов».
Сокращение расходов россиян отмечают и в Тинькофф-банке. По данным исследования CoronaIndex, в конце июня сильнее всего упали траты на посещение кино — почти на четверть. Потребительский спрос будет перемещаться со сферы услуг на покупку товаров для дома, считает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Ограничения не могут не влиять на спрос в отдельных категориях. Сейчас очевидно, что в первую очередь это институт общественного питания, который находится под угрозой. Будет сокращаться опять потребление некоторых видов услуг — фитнес, услуги, связанные с уходом за собой.
Про туристический сегмент мы не говорим, потому что, по сути дела, очень резкие ограничения любых зарубежных поездок приводят к тому, что в этой статье бюджета расходы резко снижаются.
Когда россияне меньше тратят на туристические поездки, они часть этих денег перенаправляют на то, чтобы что-то сделать для дома.
Сейчас цены на строительные и отделочные материалы просто взрывным образом выросли. Также очень сильно выросли цены на электронику. Очевидно, что эти категории смогут в определенной степени стать бенефициарами этого перераспределения».
С прошлой недели в столичных ресторанах действует система QR-кодов. Как заявляли московские власти, выручка заведений на этом фоне упала на 15-20%. При этом бизнес назвал свои потери удручающими и оценил их в 50-95%.