Урал поставят на зарядку
Свердловские власти подписали соглашение о развитии инфраструктуры для электромобилей
Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ) и «Энел Икс Рус» договорились развивать зарядную инфраструктуру для электромобилей в Свердловской области. За последний год их количество в регионе выросло в 1,7 раза и составило 124. Наблюдатели отмечают сильную нехватку зарядных станций. По предварительным подсчетам, только для Екатеринбурга необходимо от 15 до 20 быстрых зарядных станций и от 30 до 40 станций переменного тока.
Во вторник, 6 июля, на площадке «Иннопрома» генеральный директор КРСУ (принадлежит властям Свердловской области) Максим Прачик и генеральный директор ООО «Энел Икс Рус» (дочерняя компания EnelX) Алексей Леонов подписали соглашение о сотрудничестве в части создания зарядной инфраструктуры для электромобилей в регионе. Документ также предусматривает сотрудничество в рамках внедрения проектов в сфере устойчивой энергетики. По словам господина Прачика, наращивание инвестиций в производство электромобилей является общемировым трендом.
«Крупнейшие автоконцерны заявляют о прекращении разработки автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Растущий спрос на электромобили в России должен обеспечиваться необходимой зарядной инфраструктурой»,— отметил он.
В рамках соглашения организации планируют обмениваться информацией, проводить мероприятия по вопросам развития электромобильности и необходимой инфраструктуры, а «Энел Икс Рус» будет выступать в качестве инновационного партнера и поставщика технологий зарядной инфраструктуры. «Мы смотрим на партнерство с компаниями, для которых можем выступать поставщиком оборудования, программного обеспечения. Мы можем их консультировать, помогать в поиске партнеров или клиентов, которые хотят купить себе зарядные станции, а также осуществлять экономический анализ инфраструктуры»,— пояснил Алексей Леонов, уточнив, что пока организация не рассматривала варианты партнерств с уральскими компаниями.
В 2019 году «Энел Икс Рус» поставила в Челябинске три зарядные станции для электромобилей. Их использование позволило сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 27,5 т за 2020 год. Всего компания поставила в городах России 20 зарядных станций, в том числе в Москве, Красноярске, Новокузнецке, Горно-Алтайске и других городах, а также установила зарядные станции для первого комплексного проекта публичной платной зарядной сети на Дальнем Востоке.
По данным аналитического агентства «Автостат», в УрФО на 1 января 2021 года был зарегистрирован 381 электромобиль. Их число в Свердловской области за прошедший год выросло в 1,7 раза и достигло 124.
В Тюменской области зарегистрировано 112 электрокаров, в Челябинской области — 72, в Курганской области — 35, в ХМАО — 32. Прежнее количество осталось только на Ямале, где зарегистрировано шесть электромобилей.
Алексей Леонов считает, что развитость и финансовая самодостаточность Свердловской области позволит еще повысить покупательскую способность в ближайшие три-пять лет.
«В связи с этим зарядная инфраструктура должна появляться уже через один-два года, чтобы снять риск отсутствия зарядной станции рядом с владельцем электромобиля, чтобы не было фактора, который тормозит рост распространения электрокаров»,— подчеркнул генеральный директор «Энел Икс Рус». Он отметил спрос на премиальные автомобили: «Продажа машин среднего сегмента, который пока официально не представлен в России, лишь вопрос времени».
Для определения числа зарядных станций, необходимых для Екатеринбурга, необходим анализ карты города, застроенности его районов, а также возможности инженерных сетей. «Если брать средний показатель, то от 15 до 20 быстрых зарядных станций и от 30 до 40 станций переменного тока. Этого вполне может быть достаточно на первом этапе, чтобы путь от дома до зарядной станции был не более 2 км. В будущем необходимо полное географическое покрытие, чтобы из каждой точки можно было доехать до зарядной станции не дольше, чем до АЗС»,— подчеркнул господин Леонов.
Компания «Россети Урал» планирует установить в 2021 году 10 зарядных станций для электромобилей в трех регионах присутствия.
На сегодня в Свердловской, Челябинской областях и в Пермском крае уже функционирует 22 зарядные станции компании. Самая разветвленная сеть — в Челябинской области. Так, в сентябре 2019 года специалисты компании «Россети Урал» ввели в работу 10 электрозарядных станций. Это первая сеть на Урале, которая работает в городе, в непосредственной близости к жилым микрорайонам, пояснили в компании.
«Планы компании по развитию электрозаправочных станций в регионах присутствия рассчитаны в настоящий момент до 2025 года. За этот период всего компания установит 42 станции к 22 имеющимся в контуре "Россети Урал ". В Екатеринбурге появится две станции, места установки которых сейчас определяются. Данное направление деятельности копании рассматривает как одно из направлений целой линейки дополнительных услуг»,— рассказали в пресс-службе.
Депутат заксобрания Свердловской области Альбер Абзалов в разговоре с “Ъ-Урал” заявил о низкой развитости зарядной инфраструктуры для электромобилей в регионе: «Ее фактически нет, а потребность в ней есть, так как машины уже начали продаваться». Для стимулирования создания соответствующей инфраструктуры парламентарий предлагает операторам получать статус приоритетного инвестиционного проекта, который позволит воспользоваться налоговыми льготами (освобождение от налога на прибыль и от земельного налога на определенный срок), а также получить земельные участки.
В Свердловской области продолжительное время обсуждают способы развития зарядной инфраструктуры, но пока не сформировали полноценную «дорожную карту» или программу по этому вопросу. В прошлом году профильные министерства региона совместно с бизнесом обсуждали варианты налоговых льгот под строительство зарядных станций для электромобилей, а также рассматривали возможность их допуска на выделенные полосы для общественного транспорта. Предполагалось, что это должно стимулировать спрос на электромобили.