Машины перегреваются
Дефицит и льготные кредиты толкают цены вверх
Авторынок, по итогам первого полугодия вернувшийся к уровням 2019 года, входит в низкий летний период с дефицитом предложения. Нехватка машин поддерживает цены, которые могут получить дополнительный толчок в августе за счет старта программы льготных автокредитов. Тем не менее Ассоциация европейского бизнеса и аналитики ждут замедления продаж во втором полугодии, когда ситуация с предложением стабилизируется.
Авторынок перегрет, признают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ): продажи за полугодие оказались на 5,1% выше результатов за аналогичный период докризисного 2019 года. Теперь в АЕБ ожидают восстановления рынка до уровня 2019 года уже по итогам этих 12 месяцев (см. «Ъ-Онлайн» от 6 июля).
Сейчас рынок и ценовой уровень на машины определяются дефицитом автомобилей, говорит Сергей Удалов из «Автостата», и улучшения ситуации не предвидится. На третий квартал многие автоконцерны сами снижают планы из-за проблем с компонентами и поставками, что в целом никогда не было характерно для рынка, добавляет глава ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов. Спрос остается высоким, но трафик в салонах упал на фоне ситуации с коронавирусом, отмечает он. По словам господина Попова, особенно сильный дефицит у японских брендов (в портфеле дилера есть Mazda). «Все, что появляется, сразу выкупается дилерами и продается или декларируется под имеющийся портфель заказов. В среднем склад равен месячным продажам»,— говорит он.
Собеседники “Ъ” отмечают, что в последние месяцы статистика продаж вновь стала расходиться с данными регистраций автомобилей.
Но впервые это связано не с давлением автоконцернов на дилеров и затовариванием складов для выполнения планов, а быстрым выкупом дилерами появляющихся у производителей и импортеров предложений — те стремятся успеть до нового роста цен.
5,1 процента
составил рост продаж легковых автомобилей в РФ в первом полугодии по сравнению с 2019 годом
Цены только за первое полугодие выросли на 7%, обновление прайс-листов продолжилось и с 1 июля (см. “Ъ” от 23 июня). При этом запуск программы льготного автокредитования в августе без широкого увеличения доступности машин даст дополнительный толчок ценам в бюджетном сегменте, говорят источники “Ъ” и соглашается Сергей Удалов. «Если появляется скидка на кредит, клиенты получают новый стимул для покупки, тем более что программа вновь продлится лишь пару месяцев»,— отмечает эксперт.
Минпромторг «приостановил на определенный период меры поддержки именно из-за перегретого рынка», говорил глава министерства Денис Мантуров 5 июля (цитата по ТАСС). Фактически же в этом году правительство выделяло на льготное кредитование почти 8,9 млрд руб., но средства закончились к середине февраля из-за погашения долгов перед банками за 2020 год, то есть программа не работает уже 4,5 месяца.
Вероятно, сейчас речь идет о том, что старт господдержки отложили на август, несмотря на отбор банков на новые средства еще в мае. Всего на льготные кредиты добавят 5 млрд руб.
При этом программа льготного кредитования не окажет значительного эффекта на продажи, говорит Сергей Удалов, так как те связаны с возможностями производства. Он отмечает, что делать прогнозы по объему выпуска сложно, но он останется в положительной зоне хотя бы из-за низкой базы весны 2020 года из-за локдауна. По последним данным Росстата, в январе—мае выпуск легковых машин вырос на 51,4%, до 614 тыс. штук, но снизился на 4,8% относительно 2019 года. Среди автопроизводителей данные по производству за полугодие раскрывал завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» — его выпуск вырос на 40%, до 123 тыс. машин. По итогам года там ожидают роста на 5%, до более 230 тыс. штук.
Прогнозы аналитиков по продажам в целом скромнее АЕБ (рост на 9,8%) и дилеров: те ждут увеличения рынка в пределах 5%, в том числе из-за высокой базы второго полугодия 2020 года. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что прогноз АЕБ тоже предполагает снижение рынка во втором полугодии, но более медленное. «Сейчас в условиях ускоренного роста цен клиенты пытаются купить машину, в том числе это спрос будущих периодов и отчасти инвестиция, потому что остаточная стоимость растет,— заключает он.— Но если рубль еще укрепится, инфляция замедлится, то цены пойдут вверх медленнее».