Гори оно все туром
На туристический рынок вернулись дисконтные предложения
Постоянно меняющийся из-за пандемии порядок авиаперевозок, конкуренция туроператоров и снижение глубины бронирований вернули на рынок забытый формат — горящие туры. Пик продаж таких путевок в 2014 году стал предвестником волны банкротств операторов. Дисконт на туры в Турцию с вылетом на ближайшие даты сейчас достигает 40%, а средние цены снижаются. Спрос поддерживает непогода на Кубани и массовая изоляция россиян на Кубе.
Открытие полномасштабного авиасообщения с Турцией привело к возвращению на рынок горящих туров с дисконтом с вылетом через два—пять дней. Об этом “Ъ” рассказал представитель Национальной сети туристических агентств Игорь Блинов. Гендиректор Travelata.ru Станислав Сацук говорит, что горящие туры доступны с прошлой недели, скидки достигают 40%. В Level.Travel отмечают, что горящие путевки предлагаются прежде всего в Даламан. Сложившуюся ситуацию участники рынка объясняют тем, что россияне стали откладывать покупку туров и операторы вынуждены снижать цены.
Формат горящих туров был привычным в 2000-х годах, когда на них приходилось 20% продаж. Но кризис 2014 года привел к массовому банкротству туроператоров, и число желающих демпинговать тогда резко сократилось. К 2017 году горящие туры фактически пропали с рынка. Игорь Блинов называет их возвращение негативной тенденцией для бизнеса: комиссия по ним оказывается минимальной. «Для агентов это накладывается на то, что многие туры реализуются на регулярных рейсах, за продажу билетов на которые мы не получаем комиссию, работая фактически себе в убыток»,— поясняет он.
Представитель туроператора «Интурист» Дарья Домостроева появление горящих туров связывает с меняющейся географией вылетов из-за открытия рейсов из новых городов.
«Например, полетная программа из Ростова-на-Дону планировалась с учетом того, что оттуда будут отправляться туристы из Краснодара, из Екатеринбурга — с учетом клиентов из Тюмени, но сейчас появилась возможность организовать рейсы из этих городов»,— объясняет эксперт.
В таких случаях, по словам госпожи Домостроевой, туроператоры корректируют полетную программу или меняют самолеты, но не для всех участников рынка это оказывается возможным. В итоге появляются нереализованные предложения. Дополнительными факторами эксперт называет высокую конкуренцию на турецком направлении, где работают почти все операторы, и специальные предложения отельеров.
Один из собеседников “Ъ” на туристическом рынке отмечает, что многие путешественники отказываются от бронирований из-за новостей об очередях в аэропортах и отелях.
Спрос на Турцию вопреки ожиданиям рынка оказался неажиотажным.
Станислав Сацук отмечает, что после всплеска бронирований на фоне возобновления с 22 июня полномасштабного авиасообщения сейчас наблюдается охлаждение — число бронирований сократилось на 15%. Средний чек одновременно опустился со 112 тыс. до 105 тыс. руб. Дарья Домостроева соглашается, что цены на рынке в среднем снизились: минимальная стоимость недельного тура сократилась на 17%, до 29 тыс. руб. По ее словам, продажи пока не восстановились до уровня 2019 года.
В Level.Travel добавляют, что спрос на Турцию снижается из-за требований об обязательном ПЦР-тестировании невакцинированных туристов. Кроме того, для россиян открываются другие направления. По данным Travelata.ru, на 35–40% за неделю выросли продажи туров в Тунис, Грецию и на Кипр. Хотя, по словам господина Блинова, стоимость туров и здесь снижается.
Часть трендов на туристическом рынке, напротив, способствует увеличению интереса к Турции. Дарья Домостроева называет таким фактором проблемы на других направлениях. Так, например, рынок столкнулся с отменой и перебронированием поездок на Кубу, после того как с середины прошлой недели более чем у 150 россиян были получены положительные результаты экспресс-тестов на COVID-19 при прибытии на курорт. Путешественников изолировали в отелях, несмотря на отсутствие симптомов заражения и сделанные в России прививки. С такой же проблемой на Кубе турбизнес уже сталкивался зимой. «Но тогда массовых отмен не было из-за отсутствия большого числа альтернатив»,— говорит госпожа Домостроева.
Эксперт также отмечает снижение активности бронирований на российские курорты на фоне наводнений в Краснодарском крае. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин говорит о трехкратном снижении активности туристов, но связывает его не с погодными условиями, а с волной ограничений в регионах.