Особые экономические зоны вышли в плюс
Минэкономики констатирует, что их платежи в бюджет впервые превысили госинвестиции
В правительстве продолжают мониторинг работы особых экономических зон (ОЭЗ), эффективность которых не раз ставилась под сомнение. Так, во вторник премьер-министр Михаил Мишустин посетил одну из них — в Томске он ознакомился с продукцией резидентов местной ОЭЗ. Также оценку эффективности ОЭЗ в 2020 году опубликовало Минэкономики — ведомство фиксирует рост инвестиций в ОЭЗ на 15% и отмечает, что налоговые, таможенные и страховые поступления от их резидентов превысили бюджетные вложения в инфраструктуру.
Во вторник премьер-министр Михаил Мишустин посетил в Томске одноименную ОЭЗ — одну из первых среди технико-внедренческих зон в России. Ранее премьер уже посещал подобные зоны, собирая, как правило, предложения резидентов по улучшению их работы, на этот раз встреча с работающими в ОЭЗ предпринимателями ограничилась осмотром их продукции. Отметим, в Томскую ОЭЗ премьер приезжал в 2007 году в качестве главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ, когда эта зона не без проблем запускалась.
Сейчас, по словам премьера, ОЭЗ продолжает развиваться — в «Томск» государством вложено около 14,5 млрд руб., еще 22 млрд руб. приходится на инвестиции резидентов с совокупным оборотом более 26 млрд руб.
Всего в РФ действуют 38 ОЭЗ четырех типов (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и одна портовая), объем предоставляемых в них льгот по уплате налогов, таможенных платежей и страховых взносов оценивается в 49 млрд руб. Механизм неоднократно подвергался критике, в частности, из-за неэффективности бюджетных инвестиций в ОЭЗ, что в 2016 году привело к временному мораторию на их создание. После этого ОЭЗ продолжают реформироваться — так, Минэкономики предлагало унифицировать налоговые льготы для их резидентов, а также предусмотреть более четкие количественные требования к созданию особых зон (см. “Ъ” от 16 марта).
Оценивать эффективность этого механизма в целом премьер во вторник не стал. Однако свою оценку по итогам 2020 года раскрыло Минэкономики, описав текущее положение дел довольно позитивно. Средний показатель эффективности ОЭЗ оценивается в 94% за 2020 год и в 87% за все время работы ОЭЗ (годом ранее — 94% и 86,7% соответственно).
По мнению Минэкономики, ОЭЗ «подтвердили устойчивость в кризис» — такой вывод ведомство делает исходя их динамики основных показателей работы таких зон.
Так, фиксируется рост объемов инвестиций на 15%, до 86,7 млрд руб., за 2020 год (без учета туристического кластера), в общей сложности с начала работы ОЭЗ резиденты вложили более 535 млрд руб. Темпы создания новых рабочих мест превысили прогнозные — 5,4 тыс. в 2020 году, это на 86% выше плана, как и объемы выручки — 287,9 млрд руб., что вдвое превысило плановые значения.
Как следует из отчета, объем налоговых, таможенных и страховых отчислений резидентов превысил объем бюджетных вложений в инфраструктуру ОЭЗ — 185,4 млрд против 176,1 млрд руб. (большая часть последних приходится на федеральный бюджет — 98 млрд руб.). Отметим, годом ранее соотношение вложений бюджетов и «возвращенных» инвесторами средств было другим — 162,7 млрд руб. госденег против 134,8 млрд руб. платежей резидентов в бюджет. Проблемным моментом остается освоение бюджетных средств — за весь период использовано 68% федеральных средств и 93% региональных и муниципальных. В 2020 году эти показатели оказались еще хуже — 48% и 66% соответственно.
Впрочем, как отмечает вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Караваева, представленная оценка эффективности ОЭЗ во многом отражает выполнение планов, сформулированных управляющими компаниями и скорректированных с учетом реалий 2020 года. «Само по себе перевыполнение установленных плановых значений не может свидетельствовать об эффективности ОЭЗ,— считает эксперт,— необходимо оценивать влияние работы таких зон на социально-экономическое развитие регионов, сравнив с эффективностью новых аналогичных производств, созданных без применения этого механизма».