Самобанкротные граждане

Контекст

По данным Федресурса, количество россиян, признанных банкротами судом, в первом полугодии выросло в 2,1 раза, до 88 тыс. человек. По сравнению с тем же периодом допандемийного 2019 года рост составил 50%.

Как и прежде, граждане чаще всего банкротят себя сами (в 95% случаев), кредиторы инициируют только 3,9% дел, ФНС — 1,1%. Большинство личных банкротств снова пришлись на столицу (4,86 тыс. граждан), за ней следуют Московская область (4,7 тыс.), Краснодарский край (4,31 тыс.), Самарская область (3,92 тыс.), Санкт-Петербург (3,82 тыс.) и Свердловская область (3,54 тыс.).

Внесудебная процедура банкротства была возбуждена в отношении 2,23 тыс. человек — это 47% от общего числа поданных заявлений. Оставшиеся 2,47 тыс. обращений граждан в рамках этой процедуры возвращены из-за ошибок и несоответствия критериям.

По мнению юристов, причины популярности личных банкротств связаны в первую очередь с распространением информации о такой возможности списания долгов. «Сарафанное радио медленно, но верно доносит до людей, что это реальный выход из тяжелой экономической ситуации. Сказалась также широкая реклама внесудебного банкротства властями»,— отмечает глава правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский. При этом, добавляет руководитель банкротной практики «Лемчик, Крупский и партнеры» Давид Кононов, потребность в персональных банкротствах — это «следствие происходящего в экономике, в том числе рекордной закредитованности населения».

Партнер юрфирмы «Сотби» Владимир Журавчак считает, что пандемия тоже сказалась на банкротстве физлиц, поскольку закрытие компаний и сокращение ими деятельности влекут для граждан потерю работы либо существенное уменьшение доходов домохозяйств. К тому же стоимость юруслуг по сопровождению банкротств граждан относительно невысока, замечает управляющий директор Proxima Capital Group Евгений Третьяков. Он видит риск «лавинизации» числа персональных банкротств, что создаст большую «нагрузку и на банковскую, и на судебную системы», поэтому считает возможным ужесточение политики государства в этой сфере.

Анна Занина, Екатерина Волкова

Вся лента