«Для Москвы дефицит рабочей силы — серьезная проблема»
Глава департамента строительства столицы Рафик Загрутдинов о трудовых мигрантах и подорожании стройматериалов
Дефицит трудовых мигрантов и рост цен на стройматериалы особо остро ощущается на стройках, финансируемых за счет бюджета Москвы. Как это повлияло на строительство новых станций метро, жилья по программе реновации и на увеличение стоимости контрактов с подрядчиками, в интервью “Ъ” рассказал руководитель департамента строительства столицы Рафик Загрутдинов.
— Какой объем объектов, которые заложены в адресной инвестпрограмме (АИП) бюджета Москвы, приходится на долю вашего департамента?
— Около 90–95%. Это строительство дорог, хордовых трасс, новых линий метро, Большой кольцевой линии и программа реновации жилья. В этом году только в рамках переселения москвичей из некомфортных домов намечено к вводу примерно 1,5 млн кв. м нового жилья. На объектах, которые строятся в рамках АИП, сейчас задействованы около 55 тыс. человек. Тем не менее из-за пандемии и оттока трудовых мигрантов нарушен баланс резерва трудовых ресурсов. Для увеличения темпов строительства нам необходимы дополнительно 20–25 тыс. человек.
— Какова доля мигрантов, задействованных на городских стройках?
— В зависимости от объектов от 40% до 50%. В основном это граждане Узбекистана и Таджикистана. Такая ситуация была до пандемии. Сейчас по объективным причинам этот процент несколько ниже. Но нам удалось избежать критического момента, когда на городских стройках возник бы острый дефицит с рабочей силой, в том числе из-за отсутствия мигрантов. В прошлом году, когда был объявлен локдаун, строительство дорожных объектов и социальной инфраструктуры не прекращалось в отличие от жилья. Это позволило нам сохранить большую часть мигрантов, которые работали на наших стройках.
Мы прекрасно понимали, что, распустив иностранных рабочих по домам, потом не сможем их собрать.
Для Москвы, как одного из крупных субъектов страны, который имеет огромные объемы строительства, дефицит рабочей силы — серьезная проблема.
Что же касается жилья, то при строительстве в рамках программы реновации были некоторые сложности с нехваткой трудовых мигрантов. Это особенно ощущалось после снятия временного запрета на возведение жилья, действовавшего в прошлом году всего два месяца — в разгар локдауна. Но нам удалось закрыть этот дефицит, и серьезных отставаний в темпах строительства жилья не было. Хотя на стройках по реновации вопрос увеличения числа строителей с повестки дня не снят.
— Что мешает Москве привлекать мигрантов из Средней Азии? С этими республиками возобновлено регулярное авиасообщение. К тому же, по межгосударственным соглашениям, как ранее заявляли в Минтруде, существуют квоты, формируемые властями стран—основных доноров рабочей силы для российских строек.
— Сейчас регламент таков, что для ввоза иностранной рабочей силы — от момента подачи заявки до появления рабочих на стройках — проходит около двух месяцев. Кроме того, ввозить мигрантов авиатранспортом сейчас достаточно накладно. Мы рассчитываем, что будет принято решение, когда сможем осуществлять перевозки с помощью РЖД.
— Девелоперы, строящие коммерческое жилье, жалуются, что нехватка иностранной рабочей силы вынудила их увеличить фонд оплаты труда для оставшихся работников. Что произошло в случае с бюджетными стройками?
— По нашим подсчетам, в этом году по сравнению с 2020-м средний уровень реальных зарплат в строительной отрасли вырос на 20–25%. В этой ситуации городские стройки не исключение.
Например, по итогам мая зарплата рабочего третьего-четвертого разряда по смете составляла около 55 тыс. руб. в месяц, тогда как реальная зарплата отделочника — 86 тыс. руб., машиниста погрузчика и машиниста башенного края достигала 100 тыс. руб., а в некоторых случаях даже превышала этот уровень.
Такая ситуация привела к увеличению оплаты труда и сезонных рабочих — а это заметная статья расходов. Помимо этих издержек есть еще такой негативный фактор, как рост цен на стройматериалы.
— Насколько он серьезен для строек, финансируемых из бюджета города?
— Мы видим подорожание по всем видам материалов. Рост цен на них составил 20-25%. У нас на долю металла приходится от 5% до 30% в зависимости от объекта. Так, стоимость одной тонны металлоконструкций во втором квартале 2021 года составила 157 тыс. руб., тогда как в первом квартале 2020 года была около 90 тыс. руб. Возьмем для примера жилой дом на 16-18 этажей, где стоимость вложений составляет около 1 млрд руб. В этой сумме затраты на долю всех видов стройматериалов приходится 41%, из них 11,8% — это арматура, кровельные материалы и материалы для инженерии. Из-за подорожания того же металла себестоимость строительства такого дома выросла на 10-12%.
Если брать отдельные виды строительных материалов, то стоимость арматуры за тонну в начале текущего года была 46,7 тыс. руб., то во втором квартале этого года — уже 75 тыс. руб., тогда как в первом квартале 2020 года — 32,5 тыс. руб. Бетонная смесь марки B30 в начале этого года стоила 3,5 тыс. руб., то в апреле-июне — 4.3 тыс. руб. Стоимость одного кубометра обрезной доски выросла во втором квартале 2021 года до 18 тыс. руб., тогда как в январе-марте прошлого года ценник был на уровне 9,5 тыс. руб. Проблема в том, что при строительстве крупных объектов закупать заранее стройматериалы и комплектующие не всегда возможно.
— Из-за такого роста цен на материалы и затраты на увеличение зарплат строителям, вероятно, большинство подрядчиков городских строек работают на грани рентабельности?
— Да. Но по действующему законодательству, согласно совместной позиции Минфина, Минстроя и ФАС России, изложенной в письме от 10 июня 2021 года, в случае если существенное изменение стоимости строительной ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн руб. заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия заключенного контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Для наших контрагентов это стало обнадеживающим сигналом.