«Патриотизм — слишком тонкая вещь, здесь лучше не рисковать»
Дмитрий Дризе — о патриотическом воспитании в российской школе
Школьников научат родину любить. Федеральный образовательный стандарт России дополнен таким понятием, как воспитание патриотизма. Кроме того, подрастающее поколение должно иметь четкое представление о роли и месте России в современном мире, ее территориальной целостности и того, с чем страна идет в будущее. Данные требования должны быть включены в образовательные программы и учебные пособия. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе опасается, что прогрессивные новации потонут в формализме и бюрократии.
В конце мая 2020 года президент России Владимир Путин внес в Госдуму поправки в законодательство, которые, в частности, вводят в школьную программу такое понятие, как «формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону, правопорядку, человеку труда и старшему поколению». И вот чиновники с учетом новых требований переработали так называемый Федеральный образовательный стандарт. Сокращенно — ФГОС.
Это руководство к действию для школ, как именно доводить новации до подрастающего поколения. В старом варианте ФГОС понятие «воспитание» было, но слово «патриотизм» отсутствовало. Речь шла лишь о нравственных, моральных и общественных ценностях. Теперь же среди прочего российский школьник должен быть развит духовно, нравственно, эстетически и физически. Ученика также необходимо приучить уважать людей труда и, видимо, беречь окружающую среду.
Кроме того, детям необходимо иметь системные знания о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии. На выходе должен получиться «идеальный человек».
Главный вопрос звучит так: как именно учить патриотизму, чтобы не навредить?
Любовь к родине предусмотрена по умолчанию — трудно найти человека, который скажет, что ее не любит. Уважать старших — тоже как бы понятно.
На самом деле ведь все просто: есть закон, его нужно соблюдать, причем всем. Есть нравственные ценности, нормы воспитания и так далее. Это достаточно один раз объяснить. И периодически напоминать, если ученик вдруг забыл. При этом возникают вопросы относительно трактовок. Например, может ли так случиться, что власть не соблюдает закон? И в какой ситуации одному можно, а другому нельзя? Совсем непонятно, какое все-таки место занимает Россия в нынешнем сложном мире. В чем заключается ее историческая роль? Как наши ценности отличаются от других?
Патриотизм как научная дисциплина — слишком тонкая вещь. Есть очень большой риск, что все сведется к формальному бюрократическому подходу. Кажется, что современной России лучше не рисковать. А то вместо патриотов получим нигилизм, безразличие и, того хуже, желание сделать наоборот.