«Моя работа — защищать гребаный фильм»
Абель Феррара о том, как тяжело быть режиссером
19 июля исполняется 70 лет Абелю Ферраре — трэшмейкеру, анархисту и провокатору, давно ставшему классиком мирового кинематографа, но до сих пор не утратившему хулиганского задора. Перечитали его интервью и выяснили, что он думает о своей работе
1
Я многих увольняю. Кучу людей выгнал. Те, кто меня окружают, это те, что остались. Все любят поговорить про кино, но доберитесь до 23-го часа 19-го дня съемок, когда не остается уже ни пауз, ни еды, ни денег, ни выпивки, и вы увидите, кто реально готов его снимать.
2
Штука в том, чтобы беспокоиться не о фильмах, которые ты снимаешь, а о жизни, которой ты живешь.
3
Прогулка по красной дорожке требует большей организации, чем съемки фильма. Все эти кто спереди, кто поближе, кто подальше. Господи, да расслабьтесь. Мы уже здесь, мы сняли фильм.
4
Был такой период, когда у каждой уважающей себя студии был свой отдел независимого кино. Ох, неправильно это было. Ну какое независимое кино на студии «Дисней»?
5
Ты не можешь нарисовать усы на «Моне Лизе» только потому, что, блин, купил ее. Некоторые думают, что могут просто бесцеремонно взять наш фильм и делать с ним все, что им заблагорассудится, только потому, что они его купили.
6
Вы не имеете права провалиться, когда снимаете фильм за $50 млн. А единственный способ застраховаться от провала — это быть посредственностью.
7
Больше всего Голливуд пугают режиссеры. Если бы студии могли, то обходились бы без них. Поэтому они и пытаются заставить сценаристов заниматься режиссурой, чтобы не иметь дела с настоящими режиссерами. Кому нужны эти парни с собственным видением.
8
Все очень просто. Если окончательный монтаж твой, то ты автор, и точка. Если нет, то ты не режиссер. Любой может снять фильм — это легко. Снять хороший фильм — это другое дело.
9
Я никому не позволю делать окончательный монтаж за меня, потому что это мой единственный сольный выход.
10
Моя работа — защищать гребаный фильм, и точка. Работа режиссера не в том, чтобы снимать фильм, а в том, чтобы защищать его. И когда его убивают, когда его меняют, винить некого, кроме режиссера.
11
Процесс создания фильмов — это хороший процесс. Но там нет места самовозвеличиванию или полному произволу. Ты не какой-то там король, потому что кинопроизводство — это групповое усилие. Каким бы большим автором ни считал себя режиссер, он ничто без своих актеров, он ничто без своих редакторов или продюсеров или без денег. Это общий гребаный акт.
12
Я устал от всего этого дерьма: объяснять людям, кто такой режиссер и почему один человек является таковым, а другой нет. В Америке люди думают, что режиссером может быть любой, что все — режиссеры. Что любой может снять так же, как я. Все думают, что умеют монтировать, снимать, писать. Искусство превратилось в тупой набор ремесел. Нью-Йорк — это креативный, мать его, кластер, заполненный сраными творческими людьми. Почему-то случайного человека со скальпелем не называют хирургом — а чем режиссер хуже?
13
Меньше людей, меньше денег — в каком-то смысле это раскрепощает, конечно. Но есть нюансы. Когда имеешь дело с цифрой, можно делать очень длинные планы, например. Но для этого тебе нужны оператор и актеры, которые способны так работать. Вообще, правило простое: стиль съемки должен соответствовать предмету. Вот и все, понимаешь?
14
На мои проекты не так легко находить бюджеты. А представить себе, что я звоню Обаме или там Трампу и прошу дать мне немного денег, я, простите, не могу.
15
Мне не нужно оправдывать свое существование количеством денег, которые я заработал за последнюю неделю. Это аморально. Это просто не круто.
16
Фильмы — это моя жизнь, так что приходится отвечать на удары судьбы. Хотите снимать фильмы на телефоны? Окей, я готов.
17
Я не знаю, что такое комментарий к фильму. Я бы с удовольствием задушил человека, который придумал вставлять это в DVD-релизы.