Исчезающий «рогатый» вид
Власти Тамбова хотят спасти троллейбусы, но закупают газомоторные автобусы
Как выяснил “Ъ-Черноземье”, в Тамбове ежедневно на три городских маршрута выходят всего восемь троллейбусов, столько же - остаются в запасе. Большинство из них изношено на 85%, а контактная сеть — на 70%. Ежегодные затраты на обслуживание электротранспорта превышают 100 млн руб., а для развития парка необходима массовая закупка троллейбусов, которую городской бюджет себе позволить не может. Зато было приобретено 63 автобуса на газомоторном топливе, которые в том числе замещают троллейбусные маршруты. Эксперты называют разумным переход на такой вид транспорта, но отмечают необходимость развития инфраструктуры и для него.
О сложностях с организацией троллейбусного движения в Тамбове “Ъ-Черноземье” рассказали в мэрии. По ее данным, сейчас в городе действуют три маршрута, все они соединяют разные районы с заводом «Пигмент». В будни на линию выходят восемь троллейбусов, в выходные дни — четыре. Оператором перевозок выступает муниципальное предприятие «Тамбовгортранс» (ТГТ). На его балансе сейчас находятся всего 16 троллейбусов, а также 63 автобуса на газомоторном топливе и восемь автобусов на дизельном топливе. По данным мэрии, в 2020 году обслуживание троллейбусного парка и энергохозяйства обошлось в 105,5 млн руб., из которых 38 млн составили средства от хозяйственной деятельности ТГТ, а 67,5 млн — субсидия из городского бюджета.
В среднем износ электротранспорта составляет 85%, только два троллейбуса 2015 года выпуска находятся в удовлетворительном состоянии. Износ контактной сети превышает 70%. Еще в 2020 году в городе «в связи с ухудшением ситуации» по распространению коронавируса «временно» был закрыт маршрут №8, который до сих пор не возобновил работу. Кроме того, в конце года «в связи с ремонтными работами питающего кабеля» тяговых подстанций на маршруте №10 троллейбусы были заменены на автобусы. Впоследствии троллейбусное движение на этом направлении так и не было восстановлено.
По данным «СПАРК-Интерфакс», МУП ТГТ зарегистрировано в Тамбовской области в феврале 2010 года для внутригородских и пригородных пассажирских перевозок. Уставный капитал — 500 тыс. руб. По итогам 2020 года выручка предприятия составила 145,8 млн руб., чистый убыток — 1,5 млн руб. Последний раз ТГТ отчитывался о чистой прибыли по итогам 2016 года — 74,8 млн руб. Директором является Игорь Ярцев. Единственный учредитель — администрация Тамбова. В 2019 году сразу несколько компаний, в том числе «Квадра», публиковали намерения обратиться в суд с требованием о банкротстве предприятия, однако иски не подали.
Развитие троллейбусного движения затрудняет отсутствие необходимой инфраструктуры в новых районах города и недостаток средств для пополнения троллейбусного парка. «В первую очередь необходимо обновление и значительное пополнение подвижного состава через различные источники финансирования. "Штучное" приобретение троллейбусов будет по-прежнему возлагать значительную нагрузку на городской бюджет», — отметили в администрации.
Обновление парка, как считают в мэрии, возможно «только при софинансировании из вышестоящих бюджетов или реализации схемы государственно-частного партнерства». Администрация исследовала ситуацию с производством троллейбусов «внутри страны и в ближнем зарубежье» и «активно» изучает практику «ряда регионов России, где начато восстановление электротранспорта»: «Прорабатывается возможность вхождения в федеральные программы по аналогии с другими субъектами».
При этом, подчеркнули в мэрии, об отказе от троллейбусов речи не идет. «Проблемы троллейбусного движения накапливались десятилетиями не только в Тамбове, но и в других городах. Это общероссийская тенденция. Однако прецеденты, возникающие в ряде городов, которые поддержаны госпрограммами, дают надежду, что точку в этом вопросе ставить рано», — отметили в администрации. При этом городу «важно обеспечить доступность, надежность, качество и безопасность пассажирских перевозок». Для этого были куплены 63 автобуса на газомоторном топливе.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин подтверждает тенденцию сокращения троллейбусного движения: «Богатые города Европы избавляются от троллейбусов. В мире идет гонка между производителями трамваев и автобусов. А вот троллейбус в этом состязании уже проиграл». Однако эксперт не советует ликвидировать троллейбусный парк, «если есть финансовая и техническая возможность его поддержания и развития». «Если же это мертвое, то надо писать заключение о смерти, а не реанимировать. Но если пациент не покойник, то не надо хоронить», — пояснил господин Блинкин. Вместе с тем, по его мнению, замена троллейбусов на автобусы на газомоторном топливе является разумным шагом, так как отечественное машиностроение освоило этот вид производства.
Эксперт ОНФ, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов напомнил, что при переходе на газомоторные автобусы необходимо не забывать о сопутствующей инфраструктуре. «Проект должен реализовываться комплексно, а если в регионе одна газовая заправка, то смысла в такой реформе нет», — пояснил господин Зотов. По его словам, троллейбусы более тихие и более экономичные при эксплуатации.
«Трендом сейчас является переход на троллейбусы с автономным ходом: такой транспорт часть пути может проехать без проводов. Сегодня такой проект успешно реализуется в Краснодаре, там же производят такую технику», — рассказал Илья Зотов, отметив, что сейчас регионы могут получить от федерального центра инфраструктурные кредиты на развитие транспорта.