Бульдозер оставит след в налоговой
Система прослеживаемости импорта все же начинает работу
Глава правительства Михаил Мишустин подписал три постановления, отсутствие которых не позволило запустить национальную систему прослеживаемости товаров в ранее намеченный срок — 1 июля 2021 года. Теперь партии ряда товаров — холодильники, мониторы, тяжелая техника и другие — надо будет регистрировать при пересечении границ стран ЕАЭС и сопровождать документами для налоговиков. Это должно помочь отслеживать движение этих товаров и исключить контрафакт, контрабанду и уход от налогов.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал три постановления правительства (1, 2, 3), которые устанавливают порядок представления в налоговый орган отчетов об операциях с прослеживаемыми товарами. С момента их опубликования начинает работу национальная система прослеживаемости товаров на территории Евразийского экономического союза. Как уже писал “Ъ”, такая система должна была стартовать с 1 июля (см. “Ъ” от 2 июля), но из-за отсутствия постановления ее запуск был отложен.
Соглашение между странами ЕАЭС предусматривает наднациональный обмен информацией о пересечении границы рядом товаров. Как следует из утвержденного сейчас правительством перечня, это товары девяти групп — от холодильников, стиральных машин, детских автокресел до тяжелой техники (в частности, погрузчиков и бульдозеров).
Их перемещения до продажи будут отслеживаться на внутренних рынках государств—участников ЕАЭС. Как говорится в сообщении Федеральной налоговой службы (ФНС), «соглашение предусматривает проведение с 2022 года пилотного проекта внешнего (наднационального) сегмента. Это позволит установить сквозной контроль прослеживаемых товаров на рынках ЕАЭС и создаст условия, препятствующие включению в оборот контрафакта и контрабанды». «Таким образом, процессы ценообразования при импорте товаров и дальнейшей реализации товаров на территории РФ станут прозрачными, что поможет сформировать добросовестную конкурентную среду»,— отмечает ФНС.
Система прослеживаемости основана на электронном документообороте и существующих бизнес-процессах налогоплательщиков и не требует физической маркировки товаров.
На основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара формируется регистрационный номер партии товаров — РНПТ. Этот номер вместе с количеством товаров указывается в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, в декларации по НДС, а также в специальной отчетности по прослеживаемости: в уведомлениях о ввозе и перемещении товаров в ЕАЭС, об их остатках, а также в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Для бизнеса установлен переходный период «привыкания» к системе — это год, в течение которого предприниматели смогут доработать свои учетные системы. В течение этого периода за ошибки в системе налоговики наказывать бизнес не будут.