Избирательное право осталось на усмотрение следствия
Максиму Резнику отказали в визите нотариуса для выдвижения в ЗакС
Следователь Владимир Палагичев отказал оппозиционному депутату ЗакСа Максиму Резнику, находящемуся под домашним арестом, в визите нотариуса. Тот нужен для возможности подать документы в избирательную комиссию для участия в выборах. Следователь не пояснил своего решения. Адвокат господина Резника отметил, что силовик незаконно проигнорировал позицию КС (Конституционного суда) о невозможности воспрепятствованию осуществлению избирательных прав, в том числе пассивного, для лиц находящихся под следствием.
Максим Резник был отправлен под домашний арест 18 июня. Его обвиняют в хранении марихуаны (ст. 228 УК РФ). Сразу после задержания сторонники депутата ЗакСа заявили, что его преследование является политическим. Меру пресечения он считает такой же: она была избрана для усложнения ведения избирательной кампании в ЗакС (см. “Ъ” от 20.06.21).
Господин Резник планировал выдвигаться от партии «Яблоко» в 21-м округе (Московский район), однако партия на съезде решила его не поддерживать, выдвинув муниципального депутата из Центрального района. Из-за этого решения кампания усложнилась: депутату придется идти в качестве самовыдвиженца и собирать подписи жителей округа (см. “Ъ” от 05.07.21).
Ему необходимо лично подать документы в окружную избирательную комиссию, однако будучи под домашним арестом это сделать невозможно. В таких случаях закон предусматривает доверенность на право действовать от лица гражданина, а следователь обязан допустить нотариуса для оформления всех бумаг. Однако старший следователь, капитан юстиции Владимир Палагичев отказал в этом господину Резнику. Также он не разрешил самостоятельного посещения избиркома.
При этом в обращении к нему было указано, что оно написано на основании позиции КС от 22 декабря 2015 года: «документы о выдвижении находящегося под домашним арестом гражданина кандидатом на выборах могут быть представлены в избирательную комиссию его защитником по уголовному делу, имеющим статус адвоката, на основании документов, подтверждающих полномочия защитника, а также иными лицами на основании нотариально удостоверенной доверенности». Следователь данную норму не учел и запретил доступ нотариуса.
Адвокат господина Резника Михаил Пашинский отметил, что обжаловать незаконное решение следователя можно его начальству, в прокуратуре или через суд. «Мы подадим жалобы во все три инстанции, рассмотреть их должны в течение трех суток. В моей практике случается много незаконных решений следователей, но это просто вопиет. Им была проигнорирована общеобязательная позиция Конституционного суда: для реализации избирательных прав нотариус просто не может быть не допущен»,— рассказал защитник политика.
Помощница депутата Анастасия Родина считает, что неправомочные решения основаны на чувстве безнаказанности. «Мы, конечно, считаем это политическим решением. Обращение к нотариусу не может препятствовать следствию или способствовать давлению на свидетелей»,— говорит госпожа Родина. Она также заявила, что обращение о допуске нотариуса будет продублировано.
Политолог Дмитрий Витушкин считает, что в условиях подобного давления шансы на переизбрание у Максима Резника очень малы. «Мне кажется, что Резника могут допустить до выборов, но сейчас есть задача потрепать ему нервы. Шансы на победу у него уже сейчас крайне малы. Против него продолжает разворачиваться информационная кампания о наркозависимости. Известно, что решения о прекращении давления принимаются в высоких кабинетах, а из-за громоздкости бюрократической машины они принимаются несвоевременно, и, возможно, сигнал "стоп" пока не дошел»,— рассуждает эксперт.