Карта на автомате
Банки минимизируют контакты с клиентами
Два крупных банка анонсировали достаточно необычную для российского рынка услугу — картоматы. Это устройства, в которых можно получить перевыпущенные карты без посещения отделения и контакта с сотрудниками кредитной организации. Однако эксперты и участники рынка сомневаются в перспективах этого сервиса, особенно с учетом того, что физические пластиковые карты становятся все менее популярными, а выпустить виртуальную легко мобильном приложении.
ВТБ и Райффайзенбанк объявили 8 июля о планах протестировать внедрение устройств самообслуживания по перевыпуску банковских карт. Райффайзенбанк установил оборудование в Новосибирске. В нем можно получить перевыпущенную дебетовую карту, заранее заказанную через мобильное приложение, которое напомнит об истечении срока карты и предложит новый способ выдачи. «Пилот» только для действующих клиентов и только при выпуске неименных карт. В дальнейшем функционал может быть расширен, как и сеть таких устройств, допускает банк. Например, можно будет не только перевыпустить, но и получить новую карту.
По словам руководителя управления каналов продаж Райффайзенбанка Марии Магдеевой, картомат «легче разместить там, где нет отделений банка, при этом им можно воспользоваться в любое время, 24/7».
ВТБ только планирует запуск пилотного проекта осенью. «Размещение картоматов в отделениях банка позволит клиентам ускорить процесс выпуска или перевыпуска банковской карты, а банку — снизить нагрузку на сотрудников и повысить качество обслуживания клиентов»,— указали там.
Картоматы позволяют удешевить процесс доставки и выдачи карт клиентам, говорит руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова. «Экономия может составить до 30–40%, исходя из того что далеко не все перешли на использование полностью цифровых карт, и даже на горизонте трех лет мы не прогнозируем, что число таких клиентов будет больше 60%,— поясняет она.— Картоматы в наиболее проходимых местах представляются неплохой идеей».
Такие устройства уже есть, например, у Газпромбанка, хотя активного развития не получили. В 2016 году картомат в Томске установил Сбербанк.
По сути, банк описывал эту технологию как «автоматизированную систему учета, хранения и выдачи банковских карт». На запрос о развитии проекта в Сбербанке не ответили. Однако большинство, опрошенных “Ъ” банков не планируют установку картоматов.
Дистрибуция карт в МТС-банке идет через салоны МТС и офисы банка. Но также там отмечают, что по итогам июня выдача виртуальных карт в годовом выражении выросла на 300%. «Среди наших клиентов мы наблюдаем тренд отказа от карт на физическом пластиковом носителе»,— подтверждают в банке «ФК Открытие». МКБ обслуживает собственную клиентскую сеть через отделения и курьерские сервисы. Технология картоматов может стать актуальной в пандемийной повестке, считает начальник управления развития карточного бизнеса МКБ Татьяна Брюхина.
Однако в целом отношение к таким сервисам на рынке скорее скептическое.
Установка картоматов не получила массового эффекта и уже вряд ли станет широко популярной, считает глава «Национального платежного совета» Алма Обаева, по нескольким причинам: «Это дорого, есть риски в части безопасности, а кроме того, в последнее время их установка не имеет большого смысла, потому что карты уже стали цифровыми, без физической пластиковой формы, которую можно выпустить прямо в телефоне. Случаев, когда необходимо предъявлять физические пластиковые карты, все меньше, поэтому вкладываться в дорогое оборудование для, в общем-то, теряющей уже популярность физической пластиковой формы карты сейчас, наверное, немного бессмысленно».
Установка картоматов имеет смысл только на действительно большом объеме клиентов, для которых важно иметь банковскую карту в ее физическом воплощении, полагает исполнительный директор «Национальной платежной ассоциации» Мария Михайлова. По ее мнению, в России таких банков меньше пяти.