По течению и против
Продолжается Каннский кинофестиваль
На Каннском фестивале показали новые работы Пола Верховена и Юхо Куосманена, а также картину Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Из Канна — Андрей Плахов.
Фестивальное кино делится на две не всегда равные части: фильмы, плывущие в фарватере кинематографической моды, и те, что ей противостоят. «Разделение» француженки Катрин Корсини явно из первой категории. Протесты желтых жилетов и дискуссии вокруг них смонтированы с раздорами внутри лесбийской семьи, где Валерия Бруни-Тедески изображает героиню в духе Анны Маньяни. Однополая любовь, чернокожая медсестра со своими проблемами — все, как теперь полагается.
«Худший человек на свете» норвежца Йоакима Триера строится как серия микроэпизодов любовной жизни 30-летней женщины. Один из них озаглавлен «Оральный секс в эпоху meetoo» и действительно посвящен обсуждению того, может ли позволить себе такую роскошь феминистка. Датский Триер в его лучшие времена, вероятно, создал бы на этом материале шедевр сарказма; его норвежский однофамилец ограничивается облегченной интеллектуальной провокацией.
На этом предсказуемом фоне выигрывает «Бенедетта» Пола Верховена, которая выйдет в российский прокат (если не запретят) под безликим названием «Искушение». 83-летний режиссер, который уже подвел итоги «основных инстинктов» в фильме «Она», отбрасывает современный антураж и испытывает границы «низкого жанра», играя со стереотипами nunsploitation, рассматривающего монашек как сексуальный объект. При этом фильм основан на реальных событиях: они разыгрываются в XVII веке в монастыре в итальянском городе Пеша.
Главная героиня Бенедетта (мощная роль Виржини Эфира) одержима страстью к Христу, превышающей все католические стандарты и реализуемой во снах, в то время как в реальности она дарит свои ласки молодой послушнице.
На экране — триумф женской обнаженки, инквизиторские пытки, изощренные интриги с участием греховного нунция (Ламберт Вильсон) и старшей монашки (большая эффектная роль Шарлотты Рэмплинг) и, наконец, наступление на Тоскану бубонной чумы, вызывающее вполне современные аллюзии. В общем, в фильме есть, на что посмотреть, особенно учитывая, что и секс, и массовые костюмные сцены со статистами и лошадьми сняты по-человечески, по-настоящему, без злоупотребления компьютерной техникой.
Верховен, вероятно, последний режиссер, не поддавшийся ни соблазнам технологий, ни заповедям политкорректности.
Это кино сражает наповал бешеной энергией и вопреки «низкому жанру» оказывается вписано в высокий контекст антиклерикального кинематографа, помеченного именами Луиса Бунюэля и Ульриха Зайдля. Хлесткий комментарий к сегодняшнему всплеску морального лицемерия и цензурной паранойи.
Русские фильмы на 74-м фестивале не подчиняются политкорректной повестке. В один день здесь показали две ленты — в конкурсе и в программе «Особый взгляд». Правда, один фильм снят финским режиссером (в копродукции с Россией), а другой звучит на осетинском языке.
И все равно они о России — сегодняшней, вчерашней и всегдашней, которая в наши дни не слишком котируется на мировых торгах, но все равно сохраняет притягательность ментального и культурного феномена.
«Разжимая кулаки» Киры Коваленко — голос с Северного Кавказа: там жизнь протекает на пыльных дорогах в раздолбанных машинах, в ветхих домах, где из крана течет ржавая вода, а люди травмированы террором среды в прямом и в переносном смысле. Главная героиня — девушка, чье тело и душа ранены Бесланом (хотя это слово не произносится), главная проблема — жажда свободы и страх перед ней. Эта картина — сестра «Тесноты» Кантемира Балагова: и он, и Коваленко — ученики Александра Сокурова.
«Купе номер шесть» Юхо Куосманена — голос с северных российских окраин, к которым когда-то принадлежала и Финляндия. Финская студентка, страстно влюбленная в московскую тусовочную интеллектуалку, едет из Москвы в Мурманск, чтобы увидеть наскальные рисунки. Но в долгой поездке возникает чувство к соседу по купе, к самому что ни на есть токсичному русскому мужику — шахтеру, алкашу и матерщиннику, у которого, как выясняется, золотое сердце. Поначалу навесив на Леху (в отличном исполнении Юры Борисова) весь набор «русофобских» стереотипов, фильм в итоге выруливает к нежной и совсем не пошлой мелодраме с несчастливо-счастливым концом.
А завтра в Канне главная российская премьера — «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова.