Экспорт поправил платежный баланс
Мониторинг внешнего спроса
По предварительным данным Банка России, положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ в январе—июне 2021 года увеличилось до $43,1 млрд против $25,1 млрд в первом полугодии 2020 года. Во втором квартале счет текущих операций «был сильным», отмечают аналитики ING,— $20 млрд ($23,2 млрд — в первом квартале) благодаря нетопливному экспорту (см. график). Чистый же отток капитала ($28,2 млрд в январе—июне 2021 года, $31,2 млрд годом ранее) во втором квартале замедлился до $10 млрд из-за снижения покупок российскими компаниями иностранных активов.
Квартальный нетопливный экспорт вырос год к году на 39%, до $57 млрд (без эффекта низкой базы), повторив рекорд четвертого квартала 2020 года, отмечают в ING. Хотя структура экспорта за квартал пока недоступна, в Райффайзенбанке, основываясь на данных ФТС за апрель—май, заключают, что улучшение происходит не только благодаря росту мировых цен на нефть и другие товары, «хотя этот фактор является одним из ключевых» (с начала года цены на черные металлы выросли на 56% год к году, на подавляющее большинство прочих позиций — порядка 20%, исключения — уголь и машиностроительная продукция). Восстанавливаются и физические объемы экспорта. «В то время как нефть остается под давлением ограничений ОПЕК+, а на сельхозпродукцию негативно влияют пошлины, введенные для стабилизации внутренних цен, экспорт, например, химии и цветных металлов в натуральном выражении вырос на 20%, а машин и оборудования — на 30%»,— указывают они, отмечая рост общих физических объемов экспорта основных товаров второй месяц подряд (на 0,8% в годовом выражении за пять месяцев и на 0,5% — за четыре месяца).
В ING убеждены, что сильный нетопливный платежный баланс должен повысить устойчивость рубля к глобальным рискам в третьем квартале. А в Райффайзенбанке добавляют, что даже при некотором замедлении во втором полугодии 2021 года рост нетопливного экспорта в этом году может достичь четырехлетнего максимума в 20% (против нулевой динамики в 2020 году). «Платежный баланс в целом выглядит относительно сильным, поскольку профицит счета текущих операций достаточно высок (и, вероятно, будет таким и в третьем квартале), чтобы противостоять возможным оттокам по счету операций с капиталом»,— заключают в ING.