«Наши вертолеты — лучшие в мире»
ГТЛК разработала программу лизинга российской авиатехники для иностранных заказчиков
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) заключила первый экспортный контракт на поставку новейшего вертолета Ми-171А2 в Индию и намерена плотно заняться лизингом отечественной авиатехники за рубежом, рассказал “Ъ” заместитель генерального директора по авиации ГТЛК Антон Королев.
— Планирует ли ГТЛК объявить о новых сделках на МАКС-2021?
— Подпишем контракты на поставку современных отечественных вертолетов и самолетов. В том числе соглашения о намерениях с производителями и будущими эксплуатантами Ил-114.
— Сколько этих самолетов ГТЛК планирует купить и для кого?
— Пока три. Кто именно их получит — пока сказать не могу: у нас уже выстроилась очередь из трех перевозчиков, причем каждый хочет забрать все три самолета.
— Насколько новый Ил-114 выглядит рыночным продуктом?
— По ряду заявленных производителем характеристик Ил-114 очень хорош. С учетом того что самолет построен полностью из российских комплектующих, эксплуатировать его в России будет удобно и выгодно.
Самолет такого класса нужен России, и мы считаем, что до 2030 года нужно построить не меньше 150 таких машин. ГТЛК участвует в проекте Ил-114 как институт развития транспортной отрасли. Мы, стимулируя спрос на самолеты, обеспечиваем работой авиастроителей и способствуем созданию рабочих мест, возрождаем маршрутную сеть местных перевозок и оживляем аэропорты, что приведет к подъему экономики в регионах.
— Как идет эксплуатация SSJ-100 у клиентов ГТЛК?
— Честно, у наших авиакомпаний налет на «Суперджете» очень хороший. Выше, чем у большинства эксплуатантов. Благодаря административной поддержке ГТЛК авиакомпаниям были выделены компенсации по простоям двигателей, создан обменный пул двигателей на гарантийный ремонт. Кроме того, в 2018 году было принято правительственное постановление №301, по которому выделены субсидии на создание сервисных центров и обменного пула запчастей.
Сейчас правительством РФ поставлена задача Минпромторгу, Минтрансу, ОАК и в том числе нам создать систему сбора и анализа данных об эксплуатации воздушных судов. С одной стороны, это поможет авиастроению быстрее доводить до ума новые модели, а лизинговым компаниям и их клиентам — следить за остаточной стоимостью.
По вертолетному парку в ГТЛК уже создан такой IT-продукт, и мы предлагаем в тестовом режиме пользоваться им нашим заказчикам. Доработанный цифровой продукт планируем сделать доступным для всех.
— Насколько успешно развивается зарубежный бизнес ГТЛК?
— Группа ГТЛК по итогам первого квартала заняла 36-е место в рэнкинге мировых авиализинговых компаний, согласно данным Curium. Международные сделки группы реализуются на базе платформы GTLK Global Business. Среди ключевых клиентов — Emirates, EasyJet, Royal Jordanian, SunExpress.
Помимо лизинга на международном рынке ключевой задачей платформы является развитие лизинговой инфраструктуры для поставки отечественной авиатехники за рубеж.
В этом году мы заключили первый экспортный контракт на поставку в операционный лизинг вертолета Ми-171А2 в Индию авиакомпании Sky One Airways. Это уникальный многоцелевой вертолет, современная «реинкарнация» легендарного Ми-8, техническое обслуживание которого проводится «по состоянию», а не «по ресурсу», что делает его еще более дешевым в эксплуатации.
Сейчас ГТЛК разрабатывает комплексную программу экспорта российских вертолетов. Прогнозный объем поставок только в Индию — не менее 100 единиц техники до 2030 года. Недавно эта программа была презентована индийской стороне на правительственной встрече. Среди преимуществ предложенной ГТЛК схемы сотрудничества — обеспечение комплексной послепродажной поддержки вертолетов, доступа к стокам запчастей, переподготовка авиаперсонала, создание учебных центров.
Рассматриваем поставки не только Ми-171 и Ми-171А2, но и вертолетов «Ансат М», Ка-62, Ка-32 и готовы поставлять их также в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Южную Америку. Наши вертолеты — лучшие в мире, они могут и должны работать за рубежом.