Офшорная новинка

Улан-Удэнский авиационный завод представит на МАКС-2021 новейший вертолет Ми-171А3

Одной из главных новинок «Вертолетов России», которые будут представлены на авиасалоне МАКС-2021 в Жуковском, станет первый в истории отечественный офшорный вертолет Ми-171А3, который полностью соответствует наивысшим международным стандартам надежности и безопасности при работе на шельфовых месторождениях нефти и газа.

Фото: Пресс-служба "Вертолеты России"

Вертолетная техника сегодня остается незаменимым видом транспорта для разработки месторождений полезных ископаемых, которые, как правило, расположены очень далеко от имеющейся транспортной инфраструктуры и вообще от какой-либо цивилизации. Для крупных нефтегазовых добычных проектов, которые все чаще реализуются за Полярным кругом или на шельфе арктических морей, вертолет имеет особое значение: из-за отсутствия взлетно-посадочных полос для самолетов и сложной ледовой обстановки в северных широтах, которая зачастую делает невозможной проход морских судов, только на вертолете можно доставить необходимые грузы, оборудование и людей в район буровой платформы. Кроме того, только вертолет способен обеспечить срочное выполнение спасательной миссии в случае нештатной ситуации или аварии, экстренно эвакуировать пострадавших, обеспечить быстрое тушение пожара.

Рост объемов подводного бурения — глобальный тренд в отрасли нефтегазодобычи, обусловленный в первую очередь экономическими причинами: отгружать сырье можно прямо в море на танкеры без строительства дорогостоящей портовой инфраструктуры, откуда товар может беспрепятственно попасть в любую точку мира. Подобные проекты, как правило, реализуются консорциумами крупнейших международных нефтегазовых концернов, а сами месторождения расположены в нейтральных международных водах, где не действуют национальные законы и технологические стандарты для опасных производств. Для добычи ресурсов в этих так называемых офшорных зонах, в том числе в открытом океане, действуют международные отраслевые нормы и стандарты, которые обеспечивают максимальные гарантии безаварийной работы и безопасности. В частности, для глобальной нефтегазовой сферы разработкой таких стандартов занимается Международная ассоциация производителей нефти и газа (International Association of Oil and Gas Producers — IOGP), один из документов которой устанавливает требования к качеству, надежности и оснащенности вертолетной техники.

Вертолеты типа Ми-8 успешно использовались для работы на шельфе и в Арктике еще в советские времена, однако проектирование и строительство воздушных судов велись без учета специфических требований IOGP, в то время как иностранные производители, такие как Eurocopter или AgustaWestland, активно участвовали в формировании этих международных стандартов и синхронно вносили изменения в конструкцию своих моделей вертолетов. Теперь на этот растущий рынок решил выйти и отечественный холдинг «Вертолеты России», разработавший специальную «офшорную» машину Ми-171А3, которая полностью соответствует всем имеющимся международным требованиям к конструкции и установленному оборудованию, а по эксплуатационным и коммерческим характеристикам призвана обойти конкурентов.

Сверхпрочный фюзеляж вертолета выдерживает перегрузки до 20g, машина оснащена системой аварийного приводнения, которая активируется в автоматическом режиме, выдавливаемыми иллюминаторами, а также спасательными плотами внешнего размещения. Надежность топливной системы тоже существенно усилена, кресла для пассажиров и пилотов оборудованы системой энергопоглощения при перегрузках. Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс, созданный по принципу «стеклянной кабины», позволяет легко управлять вертолетом даже в самых сложных погодных условиях, что очень актуально для работы на шельфе и в районах Крайнего Севера. Впрочем, Ми-171А3 способен работать и в экваториальных тропиках: рабочий диапазон температур для эксплуатации вертолета — от –50°С до +50°С.

Использование в конструкции вертолета современных композитных материалов существенно улучшило его летные характеристики, а вместе с ними и его коммерческую эффективность по сравнению с предшественниками. Дальность полета при перевозке 16 и 19 пассажиров у Ми-171А3 такая же, как у зарубежных конкурентов (до 1 тыс. км), однако возможность сконфигурировать салон для перевозки 24 человек — одно из уникальных преимуществ нового офшорного вертолета. Универсальность конструкции и специального оборудования позволяет эксплуатантам легко переоборудовать транспортный вертолет в аварийно-спасательный или медицинский на собственной базе. При этом отечественный образец офшорного вертолета дешевле, а по цене летного часа превосходит другие модели более чем на 20%, заявляют разработчики новой машины.

Конструкторская документация новой модели разработана полностью в виде цифровых 3D-моделей, что позволило организовать масштабную производственную кооперацию различных производственных предприятий холдинга «Вертолеты России». Собирается вертолет на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ), где производятся также потолочная панель, задняя часть фюзеляжа, мотогондола и хвостовая балка. Арсеньевский авиазавод «Прогресс» поставляет комплект боковых панелей и пилотскую кабину, Казанский вертолетный завод изготавливает грузовой пол для вертолета.

Новые подходы к рациональному проектированию специалистов Национального центра вертолетостроения имени Миля и Камова» с одновременной цифровизацией производства на У-УАЗ и других предприятиях «Вертолетов России» позволили совместить применение инновационных материалов с рядом технических решений, которые хорошо себя зарекомендовали на других моделях отечественных вертолетов. Так, например, топливная система, расположенная в полу вертолета, позаимствована у Ми-38, что позволило значительно ускорить разработку и удешевить производство машины, а также облегчить сертификацию Ми-171А3 для его полноценного выхода на рынок, в том числе международный.

Инициатором создания российского офшорного вертолета стал «Газпром», представители которого еще в 2017 году заявили потенциальный заказ на десять вертолетов такого класса для обслуживания месторождений на арктическом шельфе, а общая потребность газового концерна к 2030 году оценивалась в объеме около 50 таких машин. Финальным сборщиком был выбран У-УАЗ, где с 2015 года выпускается специальная версия военно-транспортного вертолета для работы в сложных и арктических метеоусловиях Ми-8АМТШ-ВА (несколько таких машин уже эксплуатируются арктической группировкой войск Минобороны России). Полностью согласовать технический облик нового вертолета газовикам и авиастроителям удалось в марте 2020 года, а уже в мае этого года рабочие У-УАЗ завершили сборку первого фюзеляжа Ми-171А3 для испытаний. Как рассказали в компании, он и станет одной из главных новинок «Вертолетов России» на статической стоянке авиасалона МАКС-2021 в Жуковском, а всего будет построено три опытных образца, один из которых будет оборудован специальной авионикой и превратится в летающую лабораторию.

Елена Разина

Вся лента