Без аванса и с отсрочкой
В год 800-летия Нижнего Новгорода региональный рынок лизинга активизировался за счет государственных заказов: впервые за почти 10 лет город масштабно обновляет автопарк коммунальной
техники, а также закупает новые трамваи, а областные власти — пожарные машины и автобусы. Общий бюджет этих закупок — около 5 млрд руб. Это мощная поддержка для рынка, особенно если учесть еще и многочисленные инфраструктурные проекты, для участия в которых подрядчики тоже приобретают технику в лизинг. Среди преимуществ лизинга для госзакупок эксперты называют отсутствие аванса и возможность отсрочки платежей, сокращение количества закупочных процедур и возможность расплачиваться из бюджетов разных уровней.
Коммунальный прецедент
После рекордных снегопадов прошедшей зимы, когда дорожники едва справлялись с последствиями стихии, администрация Нижнего Новгорода объявила о масштабном обновлении коммунальной техники: гордума согласовала финансирование закупки более 200 специализированных машин. Это почти столько же, сколько есть у города сейчас: по данным мэрии, для содержания улично-дорожной сети используется 277 муниципальных машин, а в целом — около 460 единиц техники, в том числе летней. И хотя аукционы периодически проводились (например, 17 машин город приобрел в декабре 2020 года), комплексного обновления коммунальной техники не было с 2013 года. «Содержание дорог производится в основном за счет муниципальных дорожных предприятий и муниципальных бюджетных учреждений. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения города составляет 1557 км, площадь 14,78 млн кв. м. В настоящее время износ парка муниципальной техники достаточно серьезный», — поясняют в администрации города.
Планируется закупить комбинированные дорожные машины в летнем и зимнем варианте на базе «КаМАЗа», плужно-щеточные на базе МТЗ, самосвалы на базе «КаМАЗа» и ГАЗа, фронтальные погрузчики «Амкадор», вакуумно-подметально-уборочные машины на базе «КаМАЗа», бортовые «Газели», автобусы ПАЗ, грейдеры «Брянский арсенал» и другое навесное оборудование — в целом 217 единиц специализированных машин.
Всю технику решено закупать в лизинг. Было объявлено шесть аукционов, на данный момент отыграны пять из них с бюджетом около 2 млрд руб. Большинство контрактов получил «Сбербанк Лизинг». Техника должна поступить в город до 1 октября 2021 года. Срок лизинга по каждой закупке — до 25 декабря 2027 года, город планирует начать расплачиваться в 2023 году.
В стиле ретро
В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода администрация города решила закупить для МП «Нижегородэлектротранс» 11 современных низкопольных трамвайных вагонов, оформленных в ретростиле. Новые вагоны будут курсировать по маршруту №2 — так называемому «кольцу двойки». «Трамвайный маршрут №2 занимает особое место в транспортной системе: он проходит по исторической части города, где сосредоточено большое количество объектов культурного наследия, и является одной из его визитных карточек. Работа на данном маршруте трамваев, оформленных в стиле ретро, подчеркнет исторический облик центральной части города», — отмечают в мэрии.
Кроме юбилея города для обновления трамвайного парка есть еще один символичный повод — 125-летие нижегородского трамвая. Первая трамвайная линия появилась в Нижнем в мае 1896 года к открытию на Нижегородской ярмарке Всероссийской промышленной и художественной выставки и связывала ее территорию с железнодорожным вокзалом и мостом.
Новые вагоны производства Уральского завода транспортного машиностроения закупаются в лизинг сроком на пять лет с отсрочкой платежей до 2023 года. Технику поставит «Сбербанк Лизинг». По данным портала госзакупок, цена контракта составит почти 946 млн руб.
Обновленная безопасность
На областном уровне самая крупная госзакупка с помощью лизинга в этом году — 120 машин новой пожарной техники. Соответствующее соглашение по итогам торгов уже подписали Волго-Вятский региональный филиал АО «Сбербанк Лизинг» и ГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области». Общая сумма контракта — 1,36 млрд руб., срок действия договора — шесть лет. Среди закупаемой техники — различные модификации пожарных автоцистерн на шасси «Урала» и «КамАЗа», рукавные автомобили и краны-манипуляторы. Поставка будет осуществляться в несколько этапов: первая партия автомобилей поступит в регион в конце июля 2021 года, последняя — в 2022 году.
Кроме того, по данным министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, в этом году регион закупит 20 новых автобусов для обслуживания социальных маршрутов. Закупка пройдет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», то есть 60% контракта оплачивается за счет средств федерального бюджета на тело лизинга, остальную сумму профинансирует регион в течение пяти лет (детали контракта в министерстве не называют).
Лизинг для здоровья
Один из перспективных сегментов на рынке лизинга — закупка высокоточного оборудования, и здесь тоже есть государственные заказчики. Например, этим летом ГБУЗ Нижегородской области «Городская клиническая больница №3» (Нижегородский гериатрический центр) закупает систему офтальмологической хирургической помощи. Максимальная цена контракта — 5,13 млн руб. По информации министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, эта закупка не предусматривает аванса, срок лизинга составляет 30 месяцев с даты заключения контракта. Передача оборудования — не позднее 23 июля 2021 года включительно.
Значение и рост
Среди преимуществ лизинговых сделок в администрации Нижнего Новгорода называют возможность подбора индивидуальных условий (отсутствие аванса, отсрочка платежей, размер платежей исходя из объема бюджета), за счет чего всю необходимую технику можно закупить даже при отсутствии средств на момент торгов. Кроме того, в мэрии указывают на сокращение количества процедур при лизинговых сделках — например, не нужно отдельно «отыгрывать» на аукционах поставщика и страховую компанию, а также на возможность проводить платежи из бюджетов разных уровней.
Младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина говорит, что «наличие льготных условий повышает спрос на лизинг со стороны госзаказчиков»: «Механизм лизингового финансирования имеет большой набор преимуществ, который интересен государственным заказчикам. Среди них — возможность быстрого обновления парка основных средств, применение различных вариантов графиков платежей, а также доступ к государственным субсидиям». По словам эксперта, наиболее частыми предметами лизинга в регионах выступают городской и общественный транспорт, а также коммунальная техника. Доля сегмента автобусов на рынке лизинга за 2020 год, по подсчетам «Эксперт РА», составила около 3%, при этом объем сегмента в основном представлен государственными закупками. «Наметившаяся тенденция по заключению все большего количества сделок в сфере госзакупок с помощью механизма лизинга будет способствовать дальнейшему росту рынка лизинга в соответствующих сегментах», — заключает эксперт.
«Государственные закупки непосредственно влияют на развитие рынка лизинга, — подтверждает директор Волго-Вятского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Всеволод Евстигнеев. — Причем речь идет не только о прямых закупках в лизинг. Существенное косвенное влияние на развитие лизинга оказывают проводимые госзакупки на реконструкцию и строительство, мероприятия в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода. Выполнение этих заказов требует обновления техники, которая преимущественно приобретается в лизинг». По оценке господина Евстигнеева, в первом полугодии на региональном рынке лизинга заметна существенная динамика как за счет повышенного спроса на автомобили и технику со стороны бизнеса, так и за счет контрактов, разыгранных органами власти в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.
По прогнозам Всеволода Евстигнеева, если удастся до конца года избежать существенных ограничений, связанных с пандемией, региональный рынок лизинга вырастет на 20–25%: «Основными факторами роста станут увеличение стоимости самих предметов лизинга и увеличение доли традиционно приобретаемого в лизинг автотранспорта и оборудования от общего количества приобретаемых основных средств, расширение перечня объектов, приобретаемых в лизинг, проводимые госзакупки». Базовый прогноз агентства «Эксперт РА» по России в целом предполагает рост рынка в 2021 году на 10–15 % преимущественно за счет роста розницы, а также восстановления сегментов водного и авиатранспорта.