Автопром нагревает рынок
Прошлогодний локдаун, прекративший продажи автомобилей в крупнейших регионах России всего на три
недели, запустил на рынке автолизинга долгосрочную тенденцию роста, которая наблюдается до сих пор
на фоне значительного подорожания самих машин.
Российские аналитические агентства, собирающие статистику о рынке лизинга, традиционно не проводят исследований в первом квартале, но по сообщениям крупнейших отраслевых игроков можно сделать уверенный вывод о том, что в сегменте автолизинга дела сегодня идут еще лучше, чем в прошлом году. Все больше людей и организаций хотят приобрести автомобили именно в лизинг, количество сделок финансовой и операционной аренды ежемесячно растет двузначными темпами, что, как напоминают участники рынка, продолжается с августа прошлого года. При этом темпы роста цен на конечную продукцию автопрома уже втрое превышают нынешнюю инфляцию, которая тоже в последнее время усилилась. Тем не менее эти разнонаправленные тенденции вполне могут сосуществовать до конца года в силу продолжающегося дефицита автомобилей в продаже, прогнозируют опрошенные „Ъ“ топ-менеджеры лизинговых компаний.
Объем нового бизнеса «СберЛизинга» в сегменте автотранспорта в первом квартале 2021 года составил 19,4 млрд руб., в сегменте легковых авто и легкого коммерческого транспорта (LCV) — 7,8 млрд руб., грузовых автомобилей передано на 11,6 млрд руб. По словам генерального директора компании Вячеслава Спирова, дефицит сохраняется во всех сегментах автотранспорта (эта тенденция, по его прогнозам, сохранится до конца 2021 года), причем доля лизинга при приобретении легковых машин и LCV продолжит расти. А в сегменте грузовиков «все договоры заключаются с поставкой от четырех до шести месяцев, основные производители загрузили производственные мощности практически до конца года», рассказал он.
У группы «ВТБ Лизинг» объем автолизингового бизнеса в январе —марте 2021 года увеличился на 43% в сравнении с аналогичным прошлогодним показателем. Компания заключила 6,8 тыс. новых сделок на 14,8 млрд руб. В грузовом сегменте рост составил 83% (6,4 млрд руб.), в легковом — 23% (8,4 млрд руб.). По данным за апрель 2021 года, компания отмечает и вовсе трехкратный рост сделок с автомобилями, однако следует учитывать, что год назад на апрель пришелся пик российского локдауна, когда продажи автомобилей в крупнейших городах были просто остановлены. «Лизинг становится популярен не только среди крупных предприятий. Мы видим рост числа сделок и увеличение интереса к продукту со стороны малого, среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей», — отметил генеральный директор ГК «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер.
«Газпромбанк Автолизинг» (входит в группу компаний «Газпромбанк Лизинг»), специализирующийся на предоставлении техники в лизинг для корпоративных автопарков, в первом квартале 2021 года заключил новых сделок на 9,1 млрд руб., что в 2,8 раза больше прошлогоднего показателя. Количество переданных в лизинг автомобилей выросло почти в 2,5 раза и составило 3,2 тыс. машин, из которых на легковые авто приходится 39%, на LCV — 29%, а на грузовые — 28%. Оставшиеся 4% пришлись на сделки с автодорожной спецтехникой, которыми «Газпромбанк Автолизинг» начал заниматься с ноября 2020 года, сообщили в пресс-службе компании.
Бизнес с автомобилями растет и у менее крупных лизингодателей. Как рассказал первый заместитель генерального директора компании «Стоун XXI» Иван Махортов, в первом квартале компания передала лизингополучателям на 24% больше автомобилей, чем в прошлом году (943 машины против 763 в первом квартале 2020 года). При этом стоимостной рост предметов лизинга за тот же период показал прибавку в среднем на 15%. «Если средняя цена легковой машины год назад была на уровне 3 млн 61 тыс. руб., то в первом квартале 2021 года мы фиксируем среднюю цену на уровне 3 млн 509 тыс. руб.», — сообщил он „Ъ“, добавив, что этот показатель хорошо характеризует происшедший рост цен в автопроме в целом.
Единственное, что в какой-то степени снижает цены на автомобили, — это программа субсидирования колесных транспортных средств по линии Минпромторга России, по которой лизинговая компания может компенсировать из бюджета скидку получателю в размере от 10% до 20% стоимости автомобиля. С 2021 года программа была перезапущена по новым правилам, в соответствии с которыми были не только повышены требования к локализации производства автомобилей на территории РФ, но и ужесточены требования к лизингодателям как в части доступа к субсидиям, так и в процедуре оценки эффективности их использования.
В результате проведенного в феврале конкурсного отбора доступ к господдержке автолизинга получили лишь 15 крупнейших лизинговых компаний, что вызвало неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе и критику программы — в основном со стороны тех игроков, которые оказались за бортом господдержки (всего в нынешнем году на участие в программе претендовало 57 лизингодателей). Однако до формальных жалоб дело не дошло: в пресс-службе Минпромторга заверили „Ъ“, что «официальных обращений с какими-либо претензиями по правилам субсидирования не поступало», а оценить степень выполнения лизинговыми компаниями взятых на себя обязательств можно будет лишь по итогам года.
В Минпромторге также сообщили, что по состоянию на 1 июня в рамках программы льготного лизинга реализовано 19,5 тыс. автомобилей, объем предоставленных скидок составил 3,13 млрд руб. Это означает, что выделенные министерству бюджетные лимиты по программе формально еще не закончились, но уже почти исчерпаны: всего на эти цели предусмотрено 3,8 млрд руб. «Вместе с тем вопрос о выделении дополнительных средств также прорабатывается с правительством РФ исходя из возможностей федерального бюджета», — подчеркнули в министерстве, но никакой конкретики не добавили.
Известно, что, например, «СберЛизинг» уже использовал более 90% полученного от Минпромторга лимита субсидий (по итогам конкурсного отбора в феврале компания получила право на 350 млн руб. господдержки), с начала года профинансировав более 1,3 тыс. машин отечественного производства. Как рассказал Вячеслав Спиров, оставшийся лимит уже распределен по клиентам и «ждет подписания сделок» на финансирование «еще порядка 300 автомобилей». «Мы ждем и надеемся на выделение в этом году дополнительных субсидий для данной программы, которая востребована рынком и нашими клиентами», — подчеркнул он.
По словам господина Спирова, «крайне эффективной» оказалась программа Минпромторга «Доступная аренда», по которой федеральный бюджет компенсировал до 25% стоимости автомобиля по оперлизинговым контрактам на срок от 18 месяцев. Выделенные в прошлом году 2,5 млрд руб. «были выбраны в считаные недели», «клиенты в прямом смысле слова выстраиваются в очередь за автомобилями, подпадающими под действие программы», добавил он. «Драйвером роста данного направления в текущем году будет выделение на программу отдельного лимита», — считает глава «СберЛизинга».
Однако пока дополнительные целевые субсидии по оперлизингу выделять не планируется, уточнили „Ъ“ в Минпромторге. «Отдельного лимита на программу „Доступная аренда“ не установлено, лизинговые компании вправе самостоятельно определять направления использования субсидии — на обычную программу либо на программу оперлизинга», — пояснили „Ъ“ в пресс-службе министерства.