Инструкция по эффективности: лизинговый ключ к новым бизнес-решениям
Для лидеров рынка новая экономическая реальность — это, прежде всего, очередные возможности для развития и повод внедрять более эффективные форматы взаимодействия с партнерами, работать над продуктами и улучшать сервис. Директор филиала «Балтийского лизинга» в Кирове Светлана Андреева рассказала об опыте работы в непростое время, о новых предложениях компании и трендах лизинговой отрасли.
— Светлана, как «Балтийский лизинг» прошел кризисное время? Поделитесь итогами работы компании в 2020 году?
— «Балтийский лизинг» продемонстрировал положительную динамику показателей. По итогам 2020 года объем нового бизнеса по сравнению с предыдущим годом вырос на 20,8%, превысив 65 млрд рублей. В 2021 году эта тенденция сохранилась по результатам первого квартала этого года компания достигла всех целевых показателей и перевыполнила план по объему нового бизнеса на 28%.
Наша цель на ближайшие три года сохранить темпы роста нового бизнеса на уровне 14–15%. Это очередная амбициозная задача, но для компании, которая 31 год находится в лидерах на рынке лизинга, это лишь новый вызов самим себе.
— Как «Балтийский лизинг» трансформирует свою продуктовую линейку?
— «Балтийский лизинг» регулярно обновляет свою продуктовую линейку в соответствии с запросами рынка, а также ориентируясь на клиентов. Например, уже второй раз с начала года мы улучшили условия заключения сделок в рамках экспресс-технологии. Для клиентов снижены авансы, увеличены максимальные сроки договоров, добавлены сезонные графики, также существенно улучшены условия по лизингу техники, бывшей в эксплуатации. Кроме того, мы продлили сроки действия специальных программ как для повторных, так и для новых клиентов: «Привилегия для своих просто, как аренда» и «Все входящие свои». Теперь заключить договор в рамках этих спецпредложений можно до конца сентября этого года. А с 1 июля мы запустили новое спецпредложение для предприятий АПК, по условиям которого компании могут воспользоваться опцией отсрочки по погашению основного долга в первые шесть месяцев действия договора или выбрать сезонные графики.
— Активная цифровизация один из главных трендов последних двух лет. Какие инструменты есть у «Балтийского лизинга»?
— «Балтийский лизинг» начал переходить на систему электронного документооборота (ЭДО) задолго до пандемии. Преимущества ЭДО очевидны: подписать договор можно за пару минут, не выходя из офиса, также система помогает сокращать издержки, быстро обмениваться подписанными оригиналами документов, снижать правовые риски.
В этом году мы продолжили формировать пул цифровых инструментов для комфортного сотрудничества. «Балтийский лизинг» внедрил мобильное приложение, в котором можно подавать заявки на лизинг, мониторить действующие договоры, получать информацию о новых продуктах компании. Кроме того, запущено отдельное приложение для проведения осмотров авто и техники, благодаря которому клиенты могут самостоятельно, без присутствия сотрудника «Балтийского лизинга», проводить дистанционные осмотры имущества.
— Состояние лизингового рынка один из индикаторов положения дел в экономике в целом. Как в пандемию изменилась финансовая дисциплина ваших клиентов?
— Главными факторами финансовой устойчивости стали высокая отраслевая диверсификация лизингового портфеля и небольшой средний чек универсальные розничные компании смогли пройти пандемию более уверенно.
Со своей стороны в период самоизоляции, с марта по июнь 2020 года, мы предпринимали все возможные меры поддержки лизингополучателей: предоставили возможность реструктуризации договоров, предложили отсрочку платежей и не спешили изымать имущество у клиентов, которые столкнулись с финансовыми сложностями, вели переговоры об урегулировании ситуации. В целом в 2020 году объемы изъятия такого имущества сократились на 23,5%. А уровень дебиторской задолженности в итоге и вовсе был минимальным за всю историю.
— Ваш прогноз по развитию рынка на этот год: какие факторы будут влиять на динамику?
— По экспертным оценкам, рост объемов нового бизнеса российских лизингодателей по итогам года составит 10–15%. Динамику обеспечат, с одной стороны, те отрасли, где спрос стабилен и государство является заказчиком: ВПК, крупные инфраструктурные и строительные проекты их подрядчики будут обновлять активы. С другой стороны, драйвером роста мы по-прежнему считаем сегмент легкового и легкого коммерческого транспорта: автолизинг растет сейчас так активно, что способен компенсировать спад в других сегментах.