Женщина трубной судьбы
в триллере «Бегущая в лабиринте»
В прокат вышел фантастический триллер «Бегущая в лабиринте» (Meander) — вторая режиссерская работа Матьё Тури, в 2017 году привлекшего внимание любителей жанра ужастиком «Выжившие». В новом фильме героиней вновь становится сильная женщина, угодившая в неприятный переплет. Смотрела Юлия Шагельман.
Российское прокатное название фильма, как это часто случается, лукавит. Лабиринт в картине действительно есть, но по нему никто не бежит. Впрочем, трудно представить зрителя, которого привлек бы фильм «Ползущая в лабиринте» (хотя чего на свете не бывает), а оригинальное название, которое можно перевести как «Изгиб» или «Извилина», судя по всему, справедливо показалось прокатчикам слишком туманным.
Начинается картина тоже с обманки: по первым минутам можно подумать, что нас ждет дорожный триллер про «поворот не туда» или встречу с маньяком на пустынном шоссе. Причем триллер американский — ничего в фильме не выдает его французского происхождения: глобализация кинопроизводства нынче такова, что усредненно голливудское жанровое кино научились делать в любой точке мира. Открывающие титры сопровождает какофония из обрывков радиопередач: новости, прогноз погоды, какие-то кантри-куплеты, случайно вклинившиеся переговоры на полицейской частоте. Из них становится понятно, что недавно произошли два убийства, очевидно, связанные между собой.
Затем в кадре наконец оказывается главная героиня Лиза (Гайя Уайсс). Она лежит на дороге, судя по всему, в ожидании машины, которая ее переедет. Выбор места для этого, честно говоря, странный: шоссе выглядит так, как будто автомобили на нем появляются в лучшем случае раз в сутки. Тем не менее Лизе везет — на дороге действительно появляется коричневый пикап, но водитель (Петер Францен), вместо того чтобы задавить девушку, останавливается и предлагает помощь. Все бы хорошо, но уже в машине выясняется, что выглядит он ровно как подозреваемый в тех самых двух убийствах, вплоть до татуировки на руке. Резкий поворот руля, визг тормозов, затемнение.
Приходит в себя Лиза в замкнутом тесном помещении. На ней комбинезон, как у героини фантастического фильма, на руке — светящийся браслет, который время от времени начинает показывать обратный отсчет. Комната — скорее металлическая коробка — закрыта со всех сторон и настолько мала, что в ней нельзя даже выпрямиться во весь рост. Что происходит, непонятно ни героине, ни зрителям. Но вот металлический люк на одной из стен открывается, Лиза перебирается в узкий туннель, по которому начинает решительно ползти вперед в поисках выхода из этой загадочной ловушки. Очень скоро она понимает, что ловушка еще и смертельная: если не преодолеть определенный отрезок пути в установленное время, то результат будет самый плачевный, на что недвусмысленно намекают чьи-то полуразложившиеся останки в одном из коридоров.
«Бегущая в лабиринте» строится на нехитром, но эффективном концепте — выживание в замкнутом пространстве. Картина напоминает как совсем недавний «Кислород» Александра Ажа, вышедший на Netflix полтора месяца назад, так и классику вроде «Куба» Винченцо Натали (1997), а местами — даже фильмы франшизы «Пила»: подвергая свою героиню многочисленным испытаниям, Тури не обходится без элементов боди-хоррора и «пыточного порно». Среди сюрпризов, которые поджидают Лизу в лабиринте, будут огонь, вода, нет, не медные, а скорее стальные трубы, по которым она ползет, бассейны с кислотой, колючая проволока, острые лезвия, буквально отрезающие путь вперед, а также неожиданные встречи с кем-то, кого она вряд ли ожидала еще раз увидеть, и кем-то, кого она не ожидала увидеть совсем. При этом, чтобы выбраться, ей, как и героям первых «Пил», придется напрячь не только свои силы, но и разгадать ребус, придуманный создателем этого лабиринта.
Тури довольно ловко нагнетает напряжение с помощью визуальных и звуковых решений, но на одной клаустрофобии, даже с дополнительными трюками, все-таки далеко не выедешь. Идея исчерпывает себя примерно к середине фильма, и наблюдать за тем, как Лиза продолжает ползти по очередной трубе, становится утомительно. Тогда автор наконец выкладывает «психологическую» подоплеку происходящего — все это связано с переживаниями Лизы по поводу смерти ее маленькой дочки и чувством вины. Лабиринт, таким образом, можно считать метафорой скорби или душевного ада, в котором оказывается человек, потерявший близкого. Как бы то ни было, выбраться из него хочется как можно скорее.