На соль не хватило вагонов
Производители опасаются срыва поставок
Резкий рост спроса на полувагоны вызвал дефицит мощностей для производителей соли. Заявки компаний удовлетворяются примерно на 50%, что грозит срывом поставок в том числе для пищевых предприятий, а также ростом цен на соль из-за удорожания перевозки. «Руспродсоюз» попросил вмешаться в ситуацию министра транспорта Виталия Савельева. Операторы готовятся вернуть на рынок до 20 тыс. полувагонов в ближайшее время, что позволит сбалансировать спрос.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков попросил министра транспорта Виталия Савельева содействовать в разрешении ситуации с дефицитом полувагонов для соледобывающих предприятий. Копия обращения от 13 июля есть у “Ъ”. Как отмечает господин Востриков, на конец марта 2021 года на железнодорожной сети было 577,73 тыс. полувагонов при потребности рынка в 430–450 тыс. единиц. Но за последние три месяца ставки на предоставление подвижного состава выросли на 40%, а собственники и операторы резко сократили предложение свободного под загрузку парка.
Как пишет Дмитрий Востриков, собственники вагонов гарантируют соледобывающим компаниям поставку в количестве почти в два раза меньше потребности.
Это уже привело к остановке некоторых площадок и угрожает исполнению обязательств перед контрагентами, в том числе есть риски срыва поставок соли пищевым предприятиям, говорится в письме. Кроме того, предупреждает господин Востриков, значительный рост ставок на полувагоны «однозначно приведет» к подорожанию соли для потребителей, так как логистика занимает существенную долю в себестоимости соли. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов поясняет, что производств соли в стране немного, площадки располагаются в удаленных регионах, поэтому существенную часть цены соли на полке формируют логистика и розничная наценка сетей.
В крупнейшем производителе соли в России — оренбургской «Руссоли» говорят, что при потребности около 4,5 тыс. полувагонов в месяц собственники гарантируют не более 2,5 тыс. единиц. «Сорваны графики поставок промышленным предприятиям, на объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры. Дальнейшее неудовлетворение потребности различных отраслей может привести к сокращению запасов соли до критического уровня»,— предупреждает представитель «Руссоли». «Крымский солепромысел» перевел часть отгрузок на автомобильный транспорт, который обходится дороже, говорит коммерческий директор предприятия Вячеслав Князев. По его словам, пока компания цены не поднимала, но часть дополнительных расходов ляжет на потребителей.
Соледобывающие предприятия сталкивались с нехваткой вагонов в 2016–2017 годах, что привело к росту цен на перевозку и накоплению неотправленной соли. Проблемы были связаны с выбытием старого парка и завершились только к началу 2019 года, говорит собеседник “Ъ”.
Текущий кризис, по мнению «Руспродсоюза», не обоснован рыночными факторами, а вызван «скоординированными действиями» собственников и операторов для увеличения доходности своего бизнеса.
В Минтрансе заявили “Ъ”, что обращение находится на рассмотрении.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) заявили “Ъ”, что в 2019–2020 годах спрос на вагоны существенно сократился, в том числе из-за снижения погрузки и падения цен на уголь, рекордного выпуска новых вагонов и пандемии, а операторы направили часть парка в отстой и сократили ремонтные работы. Со второго квартала 2021 года спрос на полувагоны резко вырос из-за увеличения погрузки угля, щебня и стройматериалов, притом что ставки не достигли даже показателей 2019 года, указывают там. В СОЖТ добавили, что операторы активно восстанавливают отставленный парк и в ближайшее время на рынок может вернуться до 20 тыс. полувагонов, что позволит сбалансировать обеспечение погрузки. Производители соли могут решить проблемы за счет заключения долгосрочных договоров с операторами, отметили в союзе.