Зарубежные рынки сделают доступнее

Приведет ли предложение ЦБ к массовому выходу компаний на иностранные площадки

Центробанк предлагает упростить выход российских компаний на зарубежные рынки. Регулятор планирует отменить лимит на долю акций отечественных компаний, размещение и публичное обращение которых возможно за пределами страны. Ожидается, что новые правила заработают до конца 2021 года.

Фото: Mike Segar / Reuters

По мнению начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке инвестиционной компании «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, выход российских компаний на зарубежные площадки не будет носить массового характера, и государство понимает это: «Чтобы выйти на американский рынок, начальная капитализация должна быть больше $1 млрд, выручка — порядка $200 млн в год или больше, прогнозируемые темпы роста — хорошо, если 30%. В России, к сожалению, мало таких компаний.

Выход российских организаций на иностранные биржи, к сожалению, носит единичный характер. Государство делает такой шаг просто на будущее.

Кроме того, в рамках процесса об улучшении регуляторного пространства пересматриваются правила, излишние ограничения отменяются, упрощается выход инвесторов.

Лучше, когда законодательная база готова заранее. Если компания понимает, что она изначально имеет возможность привлечь много денег за рубежом, то есть стимул быстрее приблизиться к своей цели — получить зарубежное финансирование и публичный листинг».

Эксперты считают, что предлагаемая регулятором мера не изменит положение дел. По словам начальника управления аналитических исследований инвестиционной компании «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, у отечественных компаний и сейчас есть возможность выходить на зарубежные рынки: «Проблема не в том, что они не могли продать существенную долю на зарубежных рынках. Ограничение могло быть препятствием в ситуации, когда компания планирует допэмиссию, которую собиралась целиком размещать за рубежом.

Таких примеров точно было не много. Во-первых, для небольших компаний это довольно затратная процедура сама по себе. Для многих крупных компаний, которые могут себе это легко позволить, стали некомфортными те требования, например, по раскрытию информации, по корпоративному управлению, которые есть на зарубежных биржах. Поэтому многие российские организации в свое время даже проводили делистинг акций с иностранных бирж.

Ограничение формально есть, если бы оно было, наоборот, ужесточено, то действительно привело бы к серьезным проблемам.

Как это могло бы быть, мы видели на примере падения котировок “Яндекса”».

В настоящее время действуют два ограничения на размещение акций на иностранных площадках. Их общее число не должно превышать 25% от всего объема акций одного типа компании, а за границей может торговаться не более половины общего количества ценных бумаг. В ЦБ объясняют существование лимитов желанием снизить отток торговой активности из России на иностранные рынки.

Вся лента