Туризму добавят регулирования
Началась работа над созданием нового закона
Ростуризм определил первоначальную структуру нового законопроекта о туризме, куда вошли 15 глав, регулирующих, в частности, полномочия властей, взаимоотношения бизнеса с туристами, требования к средствам размещения и другим туристическим объектам. Участники бизнеса восприняли концепцию регулятора в штыки, поскольку в документе не предусмотрены пути решения острых проблем отрасли.
Основой для создания нового законопроекта о туризме станет структура, предложенная Ростуризмом. Об этом говорится в протоколе заседания рабочей группы по совершенствованию нормативного регулирования в туризме (копия есть у “Ъ”). Разработкой законопроекта займутся четыре рабочие группы.
Полемика вокруг необходимости принятия нового закона о туристской деятельности ведется с 2020 года. Глава Ростуризма Зарина Догузова ранее поясняла, что 132-ФЗ существует с 1996 года и серьезно не обновлялся. В апреле она говорила о планах разработать новый вариант до конца 2021 года. Госпожа Догузова обращала внимание на необходимость прописать отдельно вопросы возврата средств туристам, классификации отелей, стандартов для объектов туристической инфраструктуры, цифровизации.
В пресс-службе Ростуризма “Ъ” пояснили, что новый закон заменит собой существующий 132-ФЗ, добавив, что работа над ним ведется в рамках федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Ростуризм в течение нескольких лет также планирует дополнить и актуализировать весь пакет стандартов и нормативно-правовых актов с учетом современных реалий рынка.
По предложению Ростуризма новый документ может состоять из 15 глав. Они будут регулировать полномочия чиновников, права и обязанности туристов, деятельность средств размещения и объектов туристической инфраструктуры, работу экскурсоводов и гидов, вопросы обеспечения безопасности и страхования туристов и т. д. В законопроекте также планируется отобразить мастер-планы по развитию и финансированию туристических территорий, работу системы «Электронная путевка».
Корректировка туристического законодательства вряд ли окажется быстрой и безболезненной — бизнес уже высказывает недовольство разработанной концепцией.
Заместитель председателя совета Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян считает основным недостатком текущей версии документа отсутствие прописанных целей и задач. Другим важным замечанием эксперт называет то, что в первоначальном плане не были отдельно прописаны пункты о полномочиях специальных органов управления туризмом и регулирование территорий интенсивного развития туризма (например, особых экономических зон). Кроме того, господин Еремян считает необходимым добавить в законопроект дополнительные главы о развитии туристической инфраструктуры.
Председатель Союза организаторов детского активного туризма Марина Грицун называет текущий вариант документа сырым: «Он не решает стоящие перед отраслью задачи». Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников считает, что пока структура нового законопроекта дублирует существующий 132-ФЗ. Он предлагает прописать меры господдержки малого и среднего бизнеса, заложить темы невозвратных тарифов, отмену паритета цен, контроль за деятельностью онлайн-агрегаторов, нормы по обелению рынка.
Глава Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина объясняет, что детально прописать многие нормы регулирования именно в рамках нового закона для бизнеса принципиально: решить их в рамках подзаконных актов в существующей правовой системе невозможно. «Например, поэтому сейчас гостиницы не могут добиться появления невозвратных тарифов, в России установлен приоритет законодательства о защите прав потребителя»,— объясняет она. Госпожа Сафина указывает, что в авиации аналогичный вопрос решался именно в рамках реформы Воздушного кодекса.