«Важный принцип, которого все мы должны придерживаться,— начни с себя»
Ямлинь Тензин Норгай о Bally Peak Outlook
О Bally Peak Outlook, проекте по очистке от мусора великих горных вершин, начавшемся с Эвереста, мы уже рассказывали. Ямлинь Тензин Норгай — непосредственный участник экспедиций. Мы узнали у него, как все происходит и насколько важно решать проблему мусора.
— Когда вы впервые услышали о проекте Bally Peak Outlook?
— Когда мне предложили участие, и это для меня был очень волнующий момент. В мире мало компаний, которые действительно занимаются охраной окружающей среды, помогают местному населению и просвещают путешественников относительно ответственного туризма.
— Какова ваша роль в проекте?
— В рамках The Bally Peak Outlook Foundation я и Дава Стивен Шерпа принимаем участие в реализации и разработке программ в Гималайском регионе. Я занимаюсь не только расчисткой гор от мусора, но и просвещением местных сообществ через различные кампании и мастер-классы в моем регионе.
— Насколько вообще велика проблема замусоривания великих вершин? Насколько большой урон наносят туристы и как важно решить эту проблему именно сейчас?
— Речь о беспрецедентном ущербе в разных регионах мира, но я сконцентрируюсь именно на Гималаях и расскажу о них. Пик загрязнения, ставшего следствием действий человека, был 20 лет назад. Попытки изменить ситуацию предприняли туристы, возвращающиеся в Гималаи. Они и мусор убирали, и определенную просветительскую работу вели.
Мусор на вершинах негативно влияет на жизнь деревень внизу, а глобальное потепление только добавляет проблем. Расчищать горы тем сложнее, чем выше мы поднимаемся. И вот как раз в этих зонах помог проект Bally по расчистке труднодоступных мест.
— Почему, по-вашему, многие путешественники так безответственно относятся к мусору, который они после себя оставляют? Ведь речь не только об экологии, а просто о том, что они не увидят красивые пейзажи во время своего путешествия.
— Это вообще долгий спор о том, надо ли забирать с собой мусор, если сил на спуск едва хватает из-за плохой погоды или просто потому, что подъем забрал всю энергию. Я могу вам сказать, что большинство западных альпинистов физически не в состоянии забрать даже килограмм мусора в своей ручной клади. Весь мусор и уборку лагерей оставляют шерпам. Собственно, поэтому в 1996 году и появилась инициатива приплачивать шерпам за каждый килограмм мусора, который они спускают с гор. Cash for Trash, как мы это называем.
— Какую часть вашей работы вы назвали бы самой сложной?
— Расчистка мусора на труднодоступных территориях и спуск оттуда. Я очень надеюсь, что кроме Bally найдутся и другие компании, которые захотят привлечь к этой проблеме внимание.
— Есть ли известные вам аналоги проекта Bally или вы бы назвали его уникальным?
— Есть один отличающийся от Bally проект, с которым все же можно провести сравнение. В прошлом я водил группы студентов, которые занимались расчисткой гор и проводили просветительскую работу на местах.
— У вас есть свой фонд — Tenzing Norgay Family Foundation, расскажите о нем.
— Это некоммерческая организация, основанная детьми шерпы Тензина Норгая. Все пожертвования идут на работу с местным сообществом в Гималаях. Тензин посвятил большую часть своей жизни просвещению комьюнити шерп в регионе Эвереста — Непале и Дарджилинге. Среди его программ — поддержка жен и детей шерп, погибших во время восхождений, сохранение культуры шерп, доступ к медицинским услугам и образованию. Мы продолжаем дело Тензина.
— Когда вы совершили первое восхождение на Эверест? Как он изменился с тех времен?
— 23 мая 1996 года с киноэкспедицией IMAX. Восхождение стало историческим, потому что во время него сняли первый полнометражный фильм об Эвересте. Меня тогда еще поразило количество мусора, особенно выше 8 тыс. метров. Тогда мы первые попытались забрать с собой какой-то мусор. За 25 лет с момента моего первого схождения гора сильно изменилась. Все больше людей пытаются ее покорить. Из-за этого цены на восхождение стремятся сделать более доступными, а это вызывает компромиссный подход к безопасности альпинистов.
— Сейчас очень много просветительских программ в области экологии. Как вы считаете, на альпинистов это сильно влияет? Стали люди более ответственно относиться к проблеме мусора?
— Да, я считаю, что сейчас люди стали ответственнее относиться к экологии, и большинство альпинистов стараются уважительно вести себя по отношению к окружающей среде. Вообще, важный принцип, которого все мы должны придерживаться,— начни с себя.