«Мы еще в 1990-е начали грамотно использовать ресурсы»
Илиас Кокотос об экологичных курортах
«Коммерсантъ. Инициативы» поговорил с владельцем отелей Elounda Hotels & Resorts на Крите Илиасом Кокотосом о том, почему на его курортах задумались о проблемах экологии более 25 лет назад.
— Сколько лет вы в бизнесе? Elounda же бизнес семейный?
— Семейный! Именно поэтому я в нем, можно сказать, с рождения. Я родился в Элунде, проводил тут все летние каникулы и смотрел, как ведут бизнес мои родители. Ребенком я, конечно, не работал, а вот лет с 14–15 уже начал по месяцу летом работать в отеле. Я практиковался в разных департаментах, от ресторана до охраны,— это мне было нужно и для поступления в университет, и для себя лично, чтобы понять, как все устроено.
— Когда появился первый из отелей?
— В 1971-м. А потом открывались новые рядом. Вторым появился Elounda Mare в 1982-м. Последним был открыт Elounda Peninsula в 2002-м — он не только самый новый, но и самый дорогой из трех. В каждом из отелей было что-то новое для своего времени. Так, Elounda Mare стал первым отелем в мире, где были бунгало со своим бассейном. Собственно, именно благодаря Elounda Mare мы стали люксовым направлением отдыха. Я как сейчас помню статью из американского Vogue на восемь страниц о том, насколько это ново и роскошно. А Elounda Peninsula стал первым отелем в мире, где все номера с бассейном. То есть мы построили основное здание таким образом, что в каждом номере есть частный бассейн. Это тогда казалось безумной затеей. Elounda Peninsula — самый дорогой отель в Греции: в нем нет обычных номеров, только сьюты и виллы. А в номерах самой дорогой категории — виллах — у тебя есть еще и собственный выход к пляжу. Обычно, даже сейчас, в такой концепции строят отели на Мальдивах, Сейшелах и прочих подобных направлениях — для Европы это все еще большая редкость.
— Не могу не спросить про пандемию и ее последствия. Как для вас прошел 2020-й и как дела сейчас?
— Как бы странно ни прозвучало, но для двух наших отелей — Peninsula и Mare — прошлый год был просто фантастическим. А для Peninsula вообще это был лучший год в истории. Причины просты — это маленькие отели с высокой приватностью. Гости прилетали на частных самолетах и жили на виллах, пользуясь инфраструктурой отеля. Ну и у нас очень большая территория при малом количестве номеров: в Peninsula — 52 номера, в Mare — 82, в самом большом из наших отелей, Porto,— 140. И при этом у нас даже собственное поле для гольфа.
— Хотя отели сравнительно небольшие, это все же крупная инфраструктура, способная нанести экологии значительный вред. А сейчас запрос на экологическую ответственность и от клиентов, и от общества очень высок. Что вы делаете, чтобы быть «зеленее»?
— Нам очень повезло. Мой брат, ему сейчас 46 лет, оканчивал университет в Америке. И его диплом был посвящен тому, как использовать морскую воду для улучшения экологической обстановки. Собственно, после защиты диплома все было внедрено в Элунде. Так что мы еще в 1995 году начали грамотно использовать ресурсы. А мой брат возглавляет соответствующее подразделение у нас в отелях.
Мы опресняем воду, используем ее для всех нужд отеля, включая, например, полив.
— А кроме опреснения воды что еще делаете?
— Разумеется, перерабатываем все что можно и максимально отказались от пластика. А еще очень важной нам кажется образовательная деятельность — работа с персоналом и местным сообществом. Прежде всего это субботники два раза в месяц, на которых мы очищаем территорию вокруг. А с городом мы работаем в области привлечения внимания к проблемам экологии, просвещения. Этим тоже ведает мой брат. Мы рассказываем жителям Элунды простые, но нужные вещи: что и как перерабатывать, например.
— С 1990-х, когда вы как компания начали заниматься проблемами экологии, к сегодняшнему дню много ли изменилось в отношении персонала, клиентов, общества к проблемам?
— Разница огромная. Тогда мой брат приехал с подобными идеями из Америки и был эдаким пришельцем. Для него это было его образование, будущее, но немногие тогда такое понимали. Сейчас для большинства это превратилось в повседневность, мы не задумываемся о ней, просто делаем. Что же касается персонала, то при поступлении на работу каждый должен в обязательном порядке пройти тренинг на экологическую тему.
Многие стали иначе воспитывать детей. Я смотрю за тем, как это делает мой брат, у него трое. Они с детьми выходят на утреннюю прогулку — и заодно убирают в городке мусор, который увидят на улицах.
У нас в отеле работает детский клуб. Кроме обычных развлечений и занятий в нем есть образовательные мастер-классы для детей по защите экологии.
— Какие-то новые программы собираетесь внедрять в ближайшее время?
— Мы все время стараемся прогрессировать. Для тех же детей готовим сейчас новые программы — клуб недавно открылся после пандемии.
— А если говорить о клиентах, насколько их отношение изменилось и изменилось ли? Они сегодня больше готовы к сотрудничеству на благо экологии?
— По-разному, бывают и жалобы. Почему что-то — стаканчик, трубочка — не из пластика, например. Но мы все терпеливо и подробно объясняем.
Мы бы еще меньше пластика использовали — пока, увы, не удалось отказаться от него в ванной. Все эти маленькие шампуни, гели и прочее. Сейчас мы активно ищем решение, как избавиться от них так, чтобы при этом вид продукта был люксовым. Это не так просто, потому что, например, стекло в ванной мы не можем использовать из соображений безопасности. Но мы планируем уже к следующему году решить проблему.