«Это фильм, разжигающий ненависть»
Как кино Пола Верхувена разделяет критиков и зрителей
Пол Верхувен, чей культовый «Основной инстинкт» вышел в повторный российский прокат, в свои почти 83 года остается едва ли не единственным режиссером, почти каждый фильм которого вызывает и восторг, и гнев публики в равной степени. Новая картина Верхувена «Искушение» о монахине-лесбиянке в итальянском монастыре XVII века, показанная на Каннском фестивале, опять расколола критиков. Weekend выяснил, за что любят и ненавидят самые известные фильмы Верхувена
«Робокоп», 1987
Погибшего в бою полицейского оживляют, превратив в киборга, теперь он должен зачистить город от преступников, среди которых оказываются и его разработчики
«"Робокоп" стал культовым потому, что никто так точно не проиллюстрировал навязчивую фантазию современного человека о возвращении живых мертвецов»
«Это фильм про фашизм — только про либеральный фашизм»
«Верхувен критикует современный монополистический капитализм, показывая в фильме, как люди пытаются овладеть природой, но в итоге терпят неудачу: Робокоп у него — постмодернистский Франкенштейн, восставший против своих технократических создателей»
«Донести глубокий смысл своего фильма создателям оказалось еще сложнее, чем Робокопу вылезти из своего железного костюма»
«Вспомнить все», 1990
Главный герой, которому стерли память и внушили ложные воспоминания, пытается понять, кто он на самом деле, строитель с Земли или участник марсианского сопротивления, пока его пытаются убить все подряд, включая жену
«Еще один из бесконечного потока боевиков, в котором женщина редуцируется до молчаливого эпизодического персонажа или выбрасывается вовсе»
«Это не сексистский фильм, а можно сказать, даже профеминистский: марсианская проститутка тут оказывается не просто положительным персонажем, а настоящей супергероиней, которая спасает главного героя»
«Кажется, нам, как герою "Вспомнить все", вживили в мозг чип, который создал положительные воспоминания о старых фильмах Шварценеггера, чтобы мы пошли и потратили деньги на эту ерунду»
«Шварценеггер никогда не заставит Де Ниро и Хоффмана потерять сон, но под руководством Верхувена он как актер достиг небывалых высот»
«Основной инстинкт», 1992
Бисексуальная писательница детективов, которая подозревается в убийстве любовника, заводит роман с детективом, расследующим дело
«Великий фильм, где Шарон Стоун играет одну из величайших героинь мирового кино. В ней сливаются воедино женщина-вамп, Мона Лиза и богиня земли»
«"Основной инстинкт" — это фильм, разжигающий ненависть. Нас давно показывают в кино либо в виде неженок-парикмахеров, либо в виде маньяков-убийц, но уровень гомофобии создателей этого фильма уже зашкаливает»
«Редкий пример блокбастера, не нацеленного на семейную аудиторию, но созданного провокатором, надеющимся изменить отношение зрителя к сексу»
«В отличие от Хичкока и Ланга, Верхувен не исследует темную сторону героев, а просто эксплуатирует ее. С помощью хитроумных и манипулятивных методов монтажа — худший вид злоупотребления силой кино — Верхувен атакует зрителя постоянными сценами насилия и в конце концов бросает его изнасилованным»
«Шоугелз», 1995
Молодая танцовщица с темным прошлым приезжает в Лас-Вегас строить карьеру в бурлеск-шоу, где сталкивается с насилием и домогательствами
«"Шоугелз" — лучший американский фильм десятилетия. Он честный, бесхитростный и, как и все у Верхувена, очень отталкивающий — это фильм о том, как выживать в мире, населенном говнюками»
«Создатели фильма говорят, что хотели показать невиданные грани распущенности, и это был для них большой риск. Но еще большим риском было снимать фильм за $40 млн, где никто не умеет играть. Получилась скукота с голыми жопами»
«Ни в одном другом мейнстримном фильме систематические издевательства и эксплуатация женщин не были изображены столь убедительно. Характерна сцена, в которой режиссер требует, чтобы Номи натерла соски льдом во время прослушивания. Весь ужас ее в том, что это не шутка и не преувеличение — задолго до истории с Харви Вайнштейном Верхувен вскрыл грубое, жестокое женоненавистничество, лежащее в основе западного шоу-бизнеса»
«Этот фильм — циничная эксплуатация стигмы, с которой сталкиваются маргинализованные секс-работники. Капитализм, Америка, Лас-Вегас, стриптиз, проституция — все эти вещи, как следует из фильма, отвратительны. Режиссер в соответствии с давней и лицемерной кинотрадицией с искренним рвением осуждает „падших" секс-работниц и одновременно наживается на тиражировании стереотипов о них. В целом фильм — отстой»
«Сказать по правде, „Шоугелз" — охренеть какой крутой фильм. Ни у кого, кроме Верхувена, не хватило бы яиц снять эксплуатационный фильм с бюджетом как у блокбастера. А сцена, где она танцует у него на коленях, это же с ума сойти»
«Такое бывает, смотришь первую сцену фильма, думаешь, какая она ужасная, но говоришь себе, мол, ничего, всякое случается. Надеешься, что дальше-то все будет нормально, но постепенно тебя начинает охватывать паника — потому что дальше становится только хуже и хуже. Я был просто в шоке от того, как это плохо»
«Звездный десант», 1997
В XXIII веке на Земле установилась милитаристская диктатура, и гражданские права получают только те, кто отслужил в армии. Выпускники школы поступают в военные училища, чтобы в будущем отправится на другую планету воевать с гигантскими жуками, которые якобы угрожают человечеству
«Это великая недооцененная комедия. Даже сами актеры не понимали, что снимаются не в боевике, а в пародии на боевик. Верхувен поступил мастерски: нельзя велеть актерам играть плохо, но можно нанять плохих актеров и ничего им не говорить»
«Однобокий фильм, где только и делают, что стреляют по жукам. Специально для одиннадцатилетних любителей научной фантастики»
«Антифашизм "Звездного десанта" едок и беспощаден. В других фильмах о войне зрителям показывают человечных героев, которым можно сочувствовать. Верхувен оставляет зрителям только стальные поверхности военных орудий, сжатые кулаки и цитаты из Лени Рифеншталь»
«Все эти мачо в черной кожаной одежде и сапогах — точь-в-точь нацисты. Создатели фильма в традиции геббельсовской пропаганды изображают их хорошими ребятами и дают детям ужасный пример»
«"Звездный десант" — это предостережение для Америки. Верхувен как будто говорит, что наш американский милитаризм ни к чему хорошему не приведет»
«Я, дурак, думал, что нацисты проиграли войну, но вот выходит странный фильм "Звездный десант". Мало того, что сценарий, похоже, был списан с инструкции отравы для тараканов, так его авторы еще страдают патологической страстью к насилию, а светловолосые герои в форме как у войск СС разве что не кричат „Зиг хайль!"»
«Она», 2016
Незнакомец врывается в квартиру разработчицы видеоигр, избивает и насилует ее, а после начинает преследовать. Женщина вместо того, чтобы обратиться в полицию решает выследить насильника сама
«Это самый смелый, честный и вдохновляющий фильм об изнасиловании. И он обязательно вызовет гнев феминисток»
«Фильм пышет токсичным женоненавистничеством: изнасилование становится актом, пробуждающим женскую сексуальность, а женщина-жертва выставляется в роли манипулятивной извращенки и патологической мазохистки. Неудивительно, что хвалят фильм только мужчины»
«Пол Верхувен и Изабель Юппер объединили свои таланты, чтобы создать картину, где почти ни слова не говорится о сексе и насилии, но показано, как женщина может использовать секс и насилие, чтобы освободиться»
«"Она" — это не исследование жизни или психологии женщины, а мачистская фантазия, приукрашенная атрибутикой равноправия»