За руль по очереди
Несмотря на достаточно слабое развитие в городах Сибири сервисов каршеринга, эксперты считают, что перспективы у этого направления есть
Рынок каршеринга в Сибири пока развит слабо, несмотря на то что первые компании вышли на него еще в 2017 году. Пока единственный город присутствия сразу нескольких каршеринговых сервисов — Новосибирск. На экспансию этого сервиса в регионах повлияла пандемия, кроме того, пока услуги такси нередко оказываются выгоднее, чем использование каршеринга, считают эксперты.
Несколько лет назад эксперты прогнозировали взрывной рост каршеринга, ожидая, что именно регионы станут точками развития. Каршеринг начал развиваться в Сибири в 2017 году, тогда в Новосибирске заработал сервис Cars7, позже — «Делимобиль». Сейчас на региональном рынке также работает Car5. Ранее «Делимобиль» также работал в Красноярске, но в 2020 году в разгар пандемии его работа в этом регионе была приостановлена, говорит старший руководитель проектов в направлении «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG Евгений Афанасьев. Недавно компания «Делимобиль» объявила о планах в середине июля 2021 года запустить в Новосибирске и Екатеринбурге грузовой тариф. «В пилотных городах автопарк компании будет пополнен примерно на 100 автомобилей, затем география и автопарк расширятся»,— говорит генеральный директор компании «Газпромбанк автолизинг» Лилия Маркова. Сегодня каршеринговые компании также представлены в Барнауле, Томске и Иркутске, но до сих пор в стране основными потребителями каршеринговых услуг остаются жители Москвы. По мнению сооснователя сервиса promkod.ru Андрея Приображенского, взрывной популярности и эффективности каршеринга в Москве способствовали введение платных парковок и рост тенденции к удорожанию содержания личного автомобиля, а также активная поддержка властей. Так, в столице действует программа «Московский каршеринг», и часть расходов каршеринговых сервисов покрывается из муниципального бюджета.
Слабые темпы развития сервиса в регионах Сибири говорят о низком спросе на услугу, считают эксперты. «Если рассматривать Новосибирск, то к проблемам можно отнести небольшую зону покрытия — в основном это центр и транспортные узлы. Еще одна проблема — недостаточно прозрачные тарифы на поездки: часто услуги такси оказываются выгоднее, чем использование каршеринга»,— говорит Евгений Афанасьев. В компаниях Cars7, «Делимобиль», Car5 не стали комментировать свое развитие в регионах.
Дорого и мало
Для рынка каршеринга в настоящее время характерен уход мелких игроков и приостановка экспансии в регионах, отмечают эксперты. По мнению Лилии Марковой, операторам сложно получить прибыль из-за высоких издержек, связанных с ростом: расширения и обновления парка, высокой амортизации транспортных средств. При этом мобильные приложения компаний доведены до приемлемого уровня качества. «С точки зрения IT, крупные игроки уже решили большинство вопросов, сейчас решается вопрос скоринга — предоставления доступа к сервису, вводятся системы премирования/депремирования пользователей для соблюдения безопасности поездок»,— добавила госпожа Маркова.
Несмотря на достаточно слабое развитие в городах Сибири сервисов каршеринга, эксперты считают, что перспективы у этого направления есть.
Вопреки тому что в 2020 году из-за коронавирусных ограничений общее число поездок в России сократилось до 70 млн (в 2019 году оно составляло 78 млн), выручка каршеринговых сервисов за прошлый год увеличилась на 9% — до 22,4 млрд руб. По данным Russian Automarket Research, на конец 2020 года общий парк каршеринга в стране составлял 44,4 тыс. автомобилей, а крупнейшими игроками стали «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», Belkacar и «Ситидрайв».
Экономика совместного потребления в России продолжает расти, хотя и несколько сбавила темпы. По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций и ТИАР-центра, в 2019 году этот сегмент рынка по сравнению с предыдущим годом вырос на 50% — до 770 млрд руб., в 2020 году — на 39%, превысив 1 трлн руб. При этом каршеринг занимает третье место по объему рынка шеринговых услуг.
Однако пока каршеринг не станет удобнее или доступнее служб такси, расширив автопарк, зоны покрытия и число парковок, его широкая популярность в городах Сибири останется под сомнением, считают эксперты.