Банк по карману
Кто и зачем развивает кэптивные кредитные организации
Появившийся еще на заре создания российской банковской системы сегмент кэптивных банков в последнее время получает новое развитие. Теперь их начинают развивать в первую очередь участники рынка интернет-коммерции, например Wildberries, Ozon и Yandex. Они не отказываются от работы с крупными независимыми банками, но, например, платежные сервисы предпочитают организовывать через собственные кредитные организации. Так, маркетплейсы замыкают внутри экосистемы деньги и, что еще более важно, информацию о клиентах, отмечают эксперты. По их мнению, следующими к кэптивным банкам могут проявить интерес девелоперы, но сами участники рынка пока не видят признаков этого.
В конце прошлого года крупнейший онлайн-маркетплейс Wildberries приобрел «Стандарт-Кредит», банк из четвертой сотни по активам (см. “Ъ” от 11 декабря 2020 года) — разовая сделка, на которую можно было и не обратить внимания. Однако уже в этом году Ozon и Yandex приобрели Оней-банк (ныне Озон-банк) и «Акрополь» из той же четвертой сотни. Банкиры рассказывали, что хочет купить небольшую кредитную организацию и Aliexpress.
Задачи при этом интернет-ритейлеры решают довольно специфические. Так, купившие небольшие кредитные организации Ozon и Wildberries сразу заверили, что на первом этапе не рассматривают реализацию кредитных продуктов (см. также интервью). «Интеграция финансовой организации в первую очередь позволит нам ускорить развитие существующего платежного сервиса на площадке, сделать взаиморасчеты с покупателями и продавцами еще более удобными и быстрыми для всех сторон, оперативно решать возникающие вопросы без участия посредников»,— пояснили “Ъ” в Wildberries. В Yandex и Aliexpress отказались комментировать свои планы по развитию банковского бизнеса.
Финансисты на хозяйстве
Нынешний интерес ритейлеров к кэптивным банкам — уже третья волна использования на рынке этой схемы. Отраслевые кредитные организации были даже во времена СССР: Агропромбанк обслуживал сельскохозяйственные предприятия, Промстройбанк — промышленность, Жилсоцбанк — коммунальное хозяйство. После развала Союза на их базе появились десятки новых банков, нередко сохранявших отраслевую специфику. В 1990-х почти каждое более или менее крупное предприятие считало своим долгом иметь карманный банк. Но серия кризисов изменила отношение бизнеса к кэптивным банкам: они стали уходить в прошлое.
В 2012–2013 годах пошла новая волна создания кэптивных банков: собственными кредитными организациями обзавелись крупные иностранные автоконцерны. На конец прошлого года в России существовало семь кэптивных банков автопроизводителей: РН-банк (Renault Nissan), Тойота-банк (Toyota), Фольксваген-банк Рус (Volkswagen), БМВ-банк (BMW), МС-банк Рус (Mitsubishi), Мерседес-Бенц банк Рус (Mercedes-Benz), банк «ПСА Финанс Рус» (Peugeot Citroen).
«Развитие автопрома и потребность рынка в кредитах предоставляют таким банкам стабильную клиентскую базу — розничные покупатели, автодилеры,— говорит младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Анатолий Перфильев.— Синергия автопроизводителей с банками образует экосистему в узком смысле, поскольку в большинстве случаев не предполагается ее дальнейшее расширение».
У кэптивных автобанков нет самостоятельной цели роста, только поддержка продаж продукции автопроизводителя и оказания сопутствующих финансовых услуг (например, выпуск карт, для удобства погашения кредита), а основной источник финансирования их деятельности — автоконцерны. Поэтому доля кэптивных автобанков невелика — 0,34% от совокупных чистых активов всей российской банковской системы. Так, например, в 2021 году банк «ПСА Финанс Рус» ушел с рынка в результате финансовых проблем головной корпорации. В то же время в автокредитовании эти банки удерживают до четверти всего сегмента.
Платежи за закрытыми дверями
Управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков отмечает, что сегодня создание кэптивных банков чаще связано со стремлением предоставить современный платежный сервис и при этом ограничить доступ чужих банков к информации о своих клиентах, что особенно актуально для интернет-ритейлеров, причем не только в России. Руководитель практики консультирования в финансовом секторе PwC в России Артем Асанов согласен, что игроки электронной коммерции идут в финансовые услуги, чтобы оставить деньги внутри экосистемы.
Кроме того, отмечает господин Волков, «для российских компаний покупка банковской лицензии (то есть банка без бизнеса) часто выглядит привлекательнее партнерства со сторонними кредитными организациями, поскольку многие собственники российских банков готовы полностью выйти из этого бизнеса и цена лицензии невелика».
Купив банк, что дешевле и быстрее, чем запускать его с чистого листа, маркетплейсы, по словам господина Асанова, как правило, начинают с платежных услуг. Они связывают потребителей и поставщиков внутри экосистемы, легко реализуемы на базе практически коробочных решений и масштабируемы даже за пределы основной деятельности.
В качестве примера эксперты приводят аргентинскую Mercado Libre, зарегистрированную в США и управляющую рядом онлайн-площадок. В 2012 году она начала развивать Mercado Pago, которая занималась платежами внутри группы, а теперь активно выходит за ее пределы. В 2020 году объем платежей Mercado Pago вне платформы Mercado Libre вырос на 150%.
Следующим этапом для развития таких банков станет создание линейки кредитных продуктов. Они могут быть реализованы «как для потребителей, например рассрочка и др., так и для поставщиков, в частности кредитование под склад, и потенциально очень выгодны для платформы и всех ее участников», считает господин Асанов. Однако, по его словам, этот этап «гораздо более сложен в реализации — необходимо управлять кредитным риском, а это требует серьезных компетенций, данных и технологий».
Критическая масса клиентов
Эксперты отмечают, что следующей отраслью, которая может начать генерировать кэптивные банки, вероятно, станет девелопмент. Управляющий партнер ФГ «Дмитрий Донской» Дмитрий Курбатский считает, что с учетом цифровизации девелоперского бизнеса и тотального ухода в онлайн, в том числе по сделкам по продаже квартир, девелоперы накопили «критическую массу клиентов», для обслуживания которой может понадобиться банковская лицензия: «Помимо ипотеки это и счета эскроу, карты, программы лояльности, депозиты, ломбардное кредитование под залог недвижимости».
Директор департамента внутреннего аудита и управления рисками компании ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг согласен, что крупные девелоперы могут пойти по пути комплексного обслуживания клиентов с участием банков.
Однако опрошенные “Ъ” крупные застройщики сейчас не владеют кэптивными банками и пока не готовы идти в этот сегмент. По словам собеседника “Ъ” из числа девелоперов, выступавшего раньше совладельцем одного из небольших банков, он вынужден выйти из капитала кредитной организации из-за ужесточения регулирования. «Реальность рынка недвижимости сейчас такова, что скорее банки де-факто уже владеют некоторыми, в том числе крупнейшими, застройщиками»,— добавляет начальник управления недвижимости и девелопмента корпоративного бизнеса банка «Открытие» Олег Шишкин.
Впрочем, тот факт, что сейчас застройщики не готовы к выходу на банковский рынок, не исключает того, что это произойдет в будущем. По мнению управляющего партнера BMS Group Алексея Матюхова, «в первую очередь девелоперов останавливает, что одним из ключевых банковских продуктов в этом случае будет ипотека, а она наиболее требовательная к стоимости и долгосрочности фондирования». При этом, по его словам, к открытию эскроу-счетов и расчетно-кассовому обслуживанию готово подавляющее число девелоперов и они уже сейчас могли бы приобрести для этого банки.
«Девелоперы изыскивают дополнительные источники доходов — оформление операций с недвижимостью, отделка и меблирование, выкуп квартир, trade-in»,— отмечает Анатолий Перфильев. Оказание финансовых услуг (кредитование, РКО) будет способствовать формированию экосистем застройщиков, поэтому в перспективе не исключены покупки девелоперами банков, полагает он. Хотя, признает эксперт, массовым тренд вряд ли станет. В целом возможность приобрести банк, поясняет господин Перфильев, есть только у самых крупных застройщиков, способных инвестировать в такие системы значительные суммы.
Банк для сотовой экосистемы
Немного особняком стоит банк сотового оператора МТС. Это единственный игрок в этом сегменте, сделавший ставку на развитие кэптивного банка. Остальные предпочитают партнерство. МТС развивает МТС-банк как универсальную кредитную организацию. «В конце 2019 года доля в капитале МТС-банка была доведена до 99,7%. Сделка соответствовала стратегии CLV 2.0 (Customer Lifetime Value) по построению вокруг клиента продуктовой экосистемы сервисов. Финтех на базе МТС-банка стал одной из ключевых вертикалей в цифровой экосистеме МТС. Синергия телекома и банкинга усилила конкурентное преимущество группы на российском рынке»,— заявили в компании. При этом стоит задача вывести банк в топ-5 лучших цифровых банков России, сообщили в МТС.
Отдел финансов