«Дикси» продали уникально
Почему ФАС разрешила сети «Магнит» поглотить конкурента на беспрецедентных условиях
Специалисты назвали уникальной сделку по покупке ритейлера «Дикси», но не исключают, что проблемы у ее участников только начинаются. В четверг ФАС разрешил «Магниту» приобрести торговую сеть на особых условиях: в соглашение не войдут полторы сотни магазинов, а приобретатель актива обязуется на год обнулить наценку на социально значимые товары. Собеседники “Ъ FM” говорят, что подобного в антимонопольной практике еще не случалось, но видят некоторые угрозы, в первую очередь для «Магнита». Кроме того, сумма сделки в итоге должна измениться. А вот рядовой потребитель, возможно, выиграет от такого слияния. Подробности — у Григория Колганова.
Продавец актива — кипрская компания Mercury Retail Group — образовалась после того, как миллиардеры Игорь Кесаев и Сергей Кациев решили объединить принадлежащие им сети «Дикси» и «Бристоль» с магазинами «Красное&Белое» Сергея Студенникова. В результате появился третий по обороту розничный продавец в стране.
Теперь он отдает 2,5 тыс. магазинов второму игроку рынка, что явно вызывает вопросы о балансе конкуренции. Чтобы снять их, антимонопольная служба в предписании выдвинула несколько условий, в их числе обнуление наценки на один низкобюджетный товар в категориях «молоко», «хлеб» и «куриное мясо».
Требование беспрецедентное для российской практики, говорит бывший начальник управления по борьбе с картелями ФАС, завкафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев. А в целом сделка должна пойти на пользу потребителю.
«Сама сделка будет во благо конкуренции — X5 Retail Group получит сильного конкурента. Будет положительный эффект в виде снижения цены и улучшения качества обслуживания. Что касается социальных условий, это совершенно новое слово в антимонопольной практике.
Итоги года покажут, что на самом деле это значит для “Магнита” — некое обременение или конкурентное преимущество»,— отмечает Тенишев.
В «Магните» уточняют, что обнуление наценки — его инициатива. А собеседники “Ъ FM” отмечают, что она больше похожа на маркетинговый ход: многие ритейлеры еще в прошлом году пошли на такой шаг на фоне борьбы властей с ростом цен на продовольствие. Так что выиграет ли рядовой потребитель от этой сделки — еще вопрос.
А вот выгода для участников поглощения обоюдна и очевидна, считает глава компании «Infiloine-Аналитика» Михаил Бурмистров:
«Mercury Retail выходит из актива на пике его стоимости. В свою очередь, для “Магнита” сделка выглядит просто идеально с точки зрения дополнения портфеля розничных активов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области. Это те регионы, где развитие “Магнита” объективно шло недостаточно быстро. И в этом плане появление в портфеле розничной сети “Дикси” полностью решает эти вопросы».
Во что обойдется «Магниту» поглощение «Дикси», пока неизвестно. Предварительно актив оценивали в более чем 92 млрд руб. Но ФАС потребовал исключить из периметра сделки 142 магазина, которые делали бы объединенную торговую сеть монополистом в некоторых населенных пунктах.
Это условие, вероятно, позволит «Магниту» немного сэкономить на сделке, рассуждает Михаил Бурмистров:
«За контурами сделки осталось порядка 5% объектов. Но это не те объекты, которые, скажем так, являлись для “Магнита” наиболее приоритетными и наиболее интересными. Стоимость сделки будет пересмотрена и скорректирована с учетом того, что эти магазины в состав сделки не войдут.
Скорректированная сумма получится где-то на 1,5 млрд ниже как минимум».
Интересно, что «Магнит» в результате сделки может недосчитаться и собственных магазинов. ФАС потребовал в течение ближайшего года снизить долю компании на рынках 22 муниципалитетов. И сам ритейлер не исключил в этой связи жестких решений.
Столь тщательная проработка антимонопольщиками предписаний по сделке удивила партнера юридической компании FBK Legal Сергея Ермоленко. По его мнению, это в своем роде беспрецедентный подход, который, однако, сулит «Магниту» большие проблемы, если он злоупотребит доминирующим положением.
«По ряду муниципальных образований было предписано снизить долю на рынке “Магниту”. Это действительно уникальный для российской антимонопольной практики случай, когда предписание настолько подробное. При неисполнении предписания на каких-то локальных рынках “Магнит” займет доминирующее положение, и ему уже можно будет вменять нарушение в части злоупотребления доминирующим положением.
Формально тут есть основания для того, чтобы даже развернуть эту сделку целиком. На месте “Магнита” я бы, может, еще подумал, стоит ли заходить в сделку, учитывая все эти вводные, которые обозначил ФАС»,— рассуждает Ермоленко.
На решение ФАС по уникальной для ритейла сделке без особого энтузиазма отреагировал фондовый рынок. Акции «Магнита» в четверг потеряли более 1%. Подобная картина наблюдалась и в середине мая, когда стороны официально заявили о возможности поглощения.