Без бензина и без водителя
Марка Jeep отметила юбилей с огоньком. Электрическим.
Свой 80-й день рожденья Jeep отметил скромно, как это стало уже привычным в наши тревожные дни. Журналисты со всего мира собрались «у экранов телевизоров» и первые минуты разглядывали интерьеры за спиной португальских, американских и прочих коллег, которые свои рабочие места на удаленке решили сделать публичными — таких набралась едва ли треть из всех участников онлайн-мероприятия. Спикеры — Кристиан Менье, генеральный директор марки Jeep в группе Stellantis, и главный художник бренда — Марк Аллен.
К мероприятию для журналистов была подготовлена этакая «напоминалка» — двенадцать ключевых событий в истории Jeep, которые, как это сейчас принято говорить, сформировали ДНК марки. «Семнадцать мгновений Jeep. Все перечислять не буду, назову основные. Конечно же самое первое – это июль 1941 года, когда компания Willys-Overland заключила договор с правительством США, согласно которому она становилась главным поставщиком новых армейских машин. К концу войны было выпущено 350 000 автомобилей, а сразу после нее с некоторыми усовершенствованиями машина стала гражданской моделью. В 1953 году в калифорнийском местечке Джорджтаун Дивайд состоялось мероприятие Jeep Jamboree, в котором принимали участие 55 автомобилей и 155 человек. Это был по сути дела первый в мире фестиваль владельцев внедорожников. Для марки очень важно, что ее машины воспринимаются прежде всего как инструмент для получения удовольствия. И удовольствием этим хочется поделиться с такими же как ты. 1984 год. В ответ на разразившийся экономический кризис появился Jeep Cherokee – первый в мире компактный SUV. Спустя два года на свет появился Wrangler – по сути дела прямой наследник «Виллиса» и выпускавшихся после него гражданских моделей с индексом CJ. А в январе 1992-го представлен Grand Cherokee – премиальный внедорожник марки Jeep. Наконец, в 1999 году были представлены две новые системы полного привода, которые совершенствуясь, работают и сегодня.
Все, что касается будущего, связано с электричеством, пояснил собравшимся господин Менье, и это конечно же никого не удивило. Совсем недавно был представлен Jeep Wrangler 4xe, ставший самым экологичным внедорожником Jeep. Внедорожные возможности полноприводного автомобиля Jeep Wrangler обеспечиваются герметичным водонепроницаемым блоком аккумуляторной батареи и электроникой, которые рассчитаны на самые тяжелые условия эксплуатации. Модель 4xe оснащается 2-литровым двигателем I4 DOHC с непосредственным впрыском, турбонаддувом и технологией PHEV. Такой двигатель развивает впечатляющую мощность 375 л. с. и обеспечивает мгновенную подачу крутящего момента 637 Нм. Новая модель имеет эквивалентный расход топлива 20,8 км на литр, запас хода 596 км, разгоняется до 97 км/ч всего за шесть секунд и оснащается селектором режимов движения E-Selec. На Нью-Йоркском автосалоне будет представлен новый Grand Cherokee – пока обнародована только фотография передней панели автомобиля, который впервые в истории будет оснащен подключаемой гибридной технологией 4xe. Потом в той или степени будет электрифицирован весь модельный ряд, включая Wagoneer и Grand Wagoneer – «только так мы сможем предложить наш большой автомобиль на рынок Европы и Китая», пояснил генеральный директор марки.
Ну, а что ждет нас дальше, Кристиан Менье предложил нам узнать их короткого видеофильма. Красиво снятый ролик после был распространен во всех соцсетях – в качестве саундтрека выбрана новая песня Give me the Future группы Bastille. По сюжету пара влюбленных путешествует на «Рэнглерах». И если в 2025 году она пользуется электрической машиной, то в 2030-м пара топает пешком, а Jeep как послушная собака едет следом без водителя за рулем. В чем здесь будет заключаться «джиперское» удовольствие, если все пойдет именно таким путем, я не знаю.
Затем художник Марк Аллен напомнил нам, откуда взялось слово jeep, и рассказал о том, какие принципы архитектуры легендарного «Виллиса» реализуются в современных моделях.
Ну, и после была серия вопросов-ответов. Господина Менье, в частности, спросили, какая машина у него любимая. Оказалось, Jeep XJ – был в конце прошлого века такой «кирпичик».
До меня очередь не дошла, хотя и у меня было, о чем спросить. Во всех своих маркетинговых кампаниях марка напирает на слово «свобода». Имея в виду свободу уехать туда, где совсем нет цивилизации. Раньше, отправляясь в такие места, можно было взять с собой канистры с топливом. Сейчас можно было бы таким образом брать с собой сменные батареи. Или забрасывать их вертолетом в труднодоступное место джиперской тусовки. Помню, три года назад я был свидетелем того, как в финальную точку «Рубикон Трейла», наверное, самой знаменитой и тяжелой внедорожной трассы мира, проложенной через горный хребет Сьерра-Невада в Калифорнии, доставили по воздуху рояль… В 50-е годы, в Японии, например, выпускались электромобили, у которых можно было вынуть севшие батареи и вставить вместо них заряженные. Но у большинства современных автомобилей, работающих на батарейках, аккумуляторы имплантирована в кузов…
Впрочем, ответ был на картинках и кадрах из фильма, который нам показали. Солнечная батарея посредством длинной ножки крепится на накопительный блок, лежащий прямо на земле. Теоретически, таких устройств можно навыпускать известное количество, и расставить по местам, где обитают джиперы… Вот только живут они не только в Калифорнии или Неваде. Но, руководство марки, вероятно, знает, что делает.