Санкции нависли над Бейрутом
Ливанцы снова должны искать кандидата на должность премьера
Над ливанскими политиками нависла угроза персональных санкций Евросоюза за провал очередной попытки сформировать правительство. На это намекнули президенту Ливана Мишелю Ауну главы внешнеполитических ведомств Франции и США Жан-Ив Ле Дриан и Энтони Блинкен. В конце прошлой недели после девяти месяцев политических консультаций от мандата на формирование кабинета министров из-за разногласий с президентом страны отказался Саад Харири, который устраивал большинство внешних сил. В ближайшие дни в парламенте Ливана должны начаться консультации по согласованию новой кандидатуры премьера, однако мало кто верит, что ливанские политики придут к компромиссу.
Парламент Ливана вынужден вновь искать кандидата на пост главы правительства. Почти девять месяцев бесплодных попыток Саада Харири согласовать список министров с президентом Ливана Мишелем Ауном закончились безрезультатно. В минувший четверг господин Харири отказался от мандата на формирование правительства и снял с себя ответственность за политический кризис в Ливане, открыто указав на тех, кто, с его точки зрения, виновен в сложившейся ситуации. «Есть лагерь, который решил истязать страну и увести нас в ад, и все препятствия, с которыми я столкнулся, были созданы этим лагерем»,— сказал он в интервью телеканалу «Аль-Джадид», намекая на неготовность к уступкам президента Ауна.
Кроме того, несостоявшийся премьер заявил, что шиитское движение «Хезболла» не приложило достаточно усилий для формирования правительства, то есть не оказало давления на сотрудничающее с ним «Свободное патриотическое движение» (СПД) и его лидера Джебрана Басиля. Саад Харири обращался в конце июня к лидеру «Хезболлы» Хасану Насралле с просьбой выступить арбитром между ним и СПД, но был разочарован бездействием последнего.
Теперь от президента ждут даты начала парламентских консультаций.
Если депутаты не успеют собраться в понедельник, дискуссия состоится после окончания в пятницу празднований мусульманского праздника Курбан-байрам.
Напомним, что правительство Ливана во главе с проработавшим всего полгода премьером Хасаном Диабом ушло в отставку в августе прошлого года, после взрыва в порту Бейрута. Предложенный компромиссный премьер Мустафа Адиб не смог сформировать правительство. В итоге в октябре парламент попросил вернуться Саада Харири, отказавшегося за год до этого от поста премьера на фоне народных волнений. Однако, чтобы приступить к премьерским обязанностям, господин Харири должен был получить одобрение составленного им списка правительства от президента Ауна. Но договориться они не смогли. Загвоздка была в том, что Мишель Аун хотел сохранить за собой право назначать всех министров-христиан. По мнению оппонентов, таким образом возглавляемое зятем президента Джебраном Басилем христианское СПД получало возможность блокировать все решения правительства. В СПД это отрицают и в свою очередь обвиняют господина Харири в намерении монополизировать власть и нежелании идти на компромисс.
Отказ господина Харири от формирования правительства еще больше усугубил ситуацию в Ливане, и без того балансирующем на грани гражданской войны.
Кроме того, уже два года в стране не прекращаются народные протесты и забастовки, связанные с катастрофическим состоянием экономики, в том числе с ростом цен и безработицей. Страна, по оценкам Всемирного банка, переживает один из худших в мировой истории экономических кризисов. В Ливане имеет место острая нехватка лекарств и топлива, электричество включается на несколько часов в день. С 2019 года ливанский фунт обесценился на 90%, а после новостей об уходе Харири совершил очередное резкое падение. Это, в частности, спровоцировало беспорядки на севере Ливана в городе Триполи, который часто называют лакмусовой бумажкой происходящего в стране. В ходе столкновений пострадало около 25 человек, большая часть из них военнослужащие.
Сможет ли ливанская армия и дальше удерживать законность и порядок в стране — один из главных вопросов, который волнует как самих ливанцев, так и международных посредников. Деньги на содержание ливанской армии собирают буквально всем миром. В частности, Катар пообещал поставлять продукты для военных в течение года, первый гуманитарный груз прибыл в Бейрут в начале июля. Однако голодают не только военные. Более половины населения находится за чертой бедности. При этом в Ливане проживают сотни тысяч палестинских и сирийских беженцев. Требуется финансирование и для восстановления разрушенного взрывом порта и реализации других проектов, жизненно необходимых для выживания Ливана.
Сразу после взрывов в порту международное сообщество обещало помощь ливанцам, Париж организовал проведение донорской конференции. Однако обещанные деньги планировалось выдать лишь после того, как в стране появится правительство технократов, которое возьмет на себя ответственность за борьбу с коррупцией и реализацию рекомендаций по восстановлению экономики. Франция выступила в качестве гаранта политических и экономических реформ. Но все сроки, отведенные Бейруту на формирование правительства, давно прошли.
На прошлой неделе глава дипломатии Европейского союза Жозеп Боррель заявил, что к концу июля Брюссель может принять санкции в отношении ливанских политиков, которые мешают выходу страны из политического кризиса.
На эти санкции намекали Ливану и Франция с США. За день до ухода Харири главы внешнеполитических ведомств этих стран Жан-Ив Ле Дриан и Энтони Блинкен на встрече в Вашингтоне составили тайное послание президенту Ауну. По информации французской газеты Journal du Dimanche, письмо, написанное в жесткой форме, содержало требование назначить премьер-министра, способного провести радикальные реформы.
И Париж, и Вашингтон вполне устраивала кандидатура Саада Харири, но их угрозы не возымели действия. Уход господина Харири госсекретарь США назвал «разочаровывающим событием». Жан-Ив Ле Дриан призвал президента Ауна как можно скорее отреагировать на ситуацию. Правда, в Ливане уже мало кто верит, что компромисс может быть найден, тем более уже весной в стране должны состояться новые парламентские выборы, по итогам которых нужно будет снова формировать кабинет. В любом случае дебаты в парламенте не обещают быть простыми.
Хотя отказ Харири может послужить уважительной причиной, позволяющей отстрочить санкции Евросоюза.
Реакция Брюсселя пока неизвестна. Франция же заявляет о готовности провести новую международную конференцию для оказания помощи Ливану 4 августа, в годовщину взрыва в Бейруте. Возможно, там будут оглашены новые решения по Ливану. Париж и Вашингтон однозначно недовольны президентом Ауном, но против санкций ЕС возражает Будапешт. Как пишет Journal du Dimanche, венгерский премьер-министр Виктор Орбан близок с Джебраном Басилем и под его влиянием считает, что нужно поддерживать ливанских христиан любой ценой, даже если это приведет к параличу власти в Бейруте. США определились еще давно, введя в ноябре санкции против господина Басиля за коррупцию и связи с «Хезболлой».
В отличие от Брюсселя и Вашингтона в Москве не столь категоричны, хотя тоже сожалеют об отказе Саада Харири формировать правительство. Несостоявшийся премьер лично звонил замминистра иностранных дел РФ Михаилу Богданову, чтобы объяснить причины принятого им решения.
При этом Россия традиционно выступает против каких бы то ни было санкций, считая, что ливанцы разберутся сами, без вмешательства извне.
«Считаем контрпродуктивными попытки некоторых внешних сил стимулировать сугубо внутренние политические процессы путем угроз применения санкционных мер»,— говорится в выпущенном в субботу заявлении официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. За последние месяцы в Москве побывали представители всех политических сил Ливана, в том числе Джебран Басиль, Саад Харири и делегация парламентского блока «Хезболлы». Москва старательно пытается сохранять баланс, понимая, что ситуация в Ливане крайне запутанная, а давление лишь на одну сторону может только ее усугубить.