Биржу зальют алкоголем
«Красное & белое» планирует IPO
Прошлогодний успех Ozon и Fix Price при выходе на биржу подтолкнул других ритейлеров последовать этому пути. Как стало известно “Ъ”, Игорь Кесаев, Сергей Кациев и Сергей Студенников после закрытия сделки по продаже «Дикси» «Магниту» займутся подготовкой к IPO своей сети алкомаркетов «Красное & белое». Пока бизнес ритейлера может оцениваться на уровне 245 млрд руб.
Mercury Retail Group наняла E&Y для проведения due diligence сети «Красное & белое» (8,8 тыс. точек на конец 2020 года) перед ее возможным IPO, сообщил источник “Ъ” на рынке продуктового ритейла. О возможном размещении акций ритейлера на бирже говорит и источник “Ъ” в инвесткругах. По его словам, сейчас владельцами сети обсуждается несколько параметров: размер IPO может составить 15–20% с перспективой дополнительного размещения. С учетом SPO в свободном обращении может оказаться 25–30% акций ритейлера. В E&Y отказались от комментариев. В пресс-службе «Красного & белого» не смогли подтвердить информацию.
Косвенно на подготовку «Красного & белого» к IPO указывает переход в компанию на аналогичную должность начальника управления по связям с инвесторами X5 Retail Group Андрея Васина. Об этом сообщили два собеседника “Ъ” в инвесткругах. Связаться с господином Васиным не удалось. В X5 Retail Group подтвердили лишь уход топ-менеджера из компании.
Сеть «Красное & белое» основана в 2006 году бизнесменом из Челябинска Сергеем Студенниковым. В 2018 году компания обогнала по темпам роста «Магнит». Но в декабре того же года работа сети была парализована из-за обысков ФНС. Через месяц стало известно, что владельцы ГК «Дикси» и сети магазинов «Бристоль» Игорь Кесаев и Сергей Кациев договорились с Сергеем Студенниковым об объединении своих активов в Mercury Retail Group, где 51% достался господам Кесаеву и Кациеву, 49% — господину Студенникову. Сейчас группа продает «Дикси» «Магниту» примерно за 92,4 млрд руб. ФАС дала согласие на сделку 15 июля.
По словам одного из собеседников “Ъ”, Mercury Retail Group рассчитывает на оценку бизнеса «Красного & белого» на уровне 0,5 размера выручки сети.
«Это консервативные ожидания»,— уточняет он. По данным Infoline, выручка сети в 2020 году составила 490 млрд руб. Таким образом, весь бизнес сети может быть оценен в 245 млрд руб.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что Mercury Retail Group логичнее вывести на биржу объединенные сети «Красное & белое» и «Бристоль». «Чем больше компания, тем больше размер предлагаемого портфельным инвесторам капитала и тем выше будет ликвидность акций»,— говорит он. Партнер One Story Ольга Сумишевская объясняет, что обе сети алкомаркетов — это самостоятельные активы со сложной структурой владения.
Параметры IPO могут быть схожи с конфигурацией Fix Price (около 20% акций компании торгуются на бирже), полагает господин Ибрагимов, хотя рентабельность у винных сетей выше, чем у продуктовых ритейлеров. Так, рентабельность EBITDA «Винлаба» (входит в Beluga Group) составила в 2020 году 11,8%, следует из отчетности группы.
«Красное & белое» сохраняет высокие темпы прироста в отличие от других игроков этого сегмента, говорит Ольга Сумишевская.
В случае если в России разрешат онлайн-торговлю алкогольной продукцией, то «Красное & белое» ждет взрывной рост бизнеса, что также повлияет на интерес инвесторов к компании, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
После серии успешных IPO Ozon и Fix Price инвесторы начали по-другому смотреть на активы в розничном секторе, говорит эксперт. Учитывая такой интерес, предполагает он, «Красное & белое» уже до конца 2021 года может провести IPO.