Проверяют роботы, а не человек
Минпросвещения хочет внедрять искусственный интеллект в школах
Перевести все школы на «безбумажные технологии» к 2024 году, а к 2030 году проверять половину домашних заданий школьников с использованием систем искусственного интеллекта (ИИ) — такие задачи содержит стратегия цифровой трансформации образования, разработанная Минпросвещения РФ. Эксперты предупреждают, что нынешний уровень развития систем ИИ не позволит оценивать творческие работы (например, сочинения), и не исключают «подстройки контента» для проверки «фиксированного набора ответов». В профсоюзе «Учитель» опасаются, что конкуренция с ИИ ни к чему хорошему не приведет: либо снизится зарплата учителей, либо повысится рабочая нагрузка на них. В Минпросвещения “Ъ” заверили, что применение ИИ планируется, чтобы дать учителям «возможность уделять больше времени самому важному аспекту профессии — развитию талантов и воспитанию детей».
Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» опубликован на сайте Минпросвещения. В документе перечисляются шесть сервисов, которые должны быть созданы в 2021–2030 годах: например «Библиотека цифрового образовательного контента» или «Цифровой помощник родителя» (с возможностями автоматизированной записи в школы и системой «мгновенного обмена» информацией с учителями). В стратегии ставятся задачи полностью перейти к 2024 году на «безбумажные технологии» и начать автоматизированную проверку домашних заданий с помощью систем искусственного интеллекта (ИИ). К 2030 году, говорится в документе, так проверяться должна уже половина домашних работ (в рамках сервиса «Цифровой помощник учителя»).
С помощью стратегии в ведомстве надеются «преодолеть вызовы, стоящие перед системой образования», поспособствовать «увеличению вложений в отечественные решения в сфере ИТ» и «достичь цифровой зрелости образования».
«Бенефициарами» документа названы все стороны процесса, то есть «школьники, учителя, родители, государство и школы».
«Если домашнее задание сформулировано по типу форм ЕГЭ с ограниченным количеством ответов, то для его проверки никакой ИИ не нужен. Система просто автоматически сопоставляет бланк ответов с эталонным,— считает и руководитель технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Легкодимов.— Такие системы распространены в сфере образования и корпоративном секторе при приеме на работу. Их внедрение в учебный процесс не потребует больших инвестиций». Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий также недоумевает, что задания в виде тестов «и так проверяются просто, зачем тут ИИ».
Господин Легкодимов предупреждает, что нынешний уровень развития ИИ «не позволит обеспечить качественную проверку заданий, где необходимо оценить логику размышлений ученика — например, сочинений по литературе». Руководитель группы по работе с технологическими и медийными компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга надеется, что «до проверки сочинений по Пушкину ИИ еще долго не будут допускать», добавляя, что «многие классические задания по геометрии и химии» также будет тоже трудно проверить. Николай Легкодимов в этой связи опасается «упрощения контента и его ограничения для того, чтобы автоматические механизмы работали», призывая «избежать соблазна подстройки контента под систему», например сведения к «фиксированному набору ответов, не требующих от ученика представлять само решение задачи».
Всеволод Луховицкий называет смыслом проверки домашних заданий не выставление оценок, а выяснение, «понял ребенок материал или нет, как он его воспринял»:
«От того, что работу проверит ИИ, я, как учитель, ничего не получу. Мне все равно придется прочитать работу ученика».
«По большинству предметов домашних заданий быть вообще не должно. Любые задачи по автоматизации таких заданий, а не ухода от них антипедагогичны»,— рассуждает учитель истории и обществознания столичной школы №67 Александр Серкин. «В современной школе значительная часть заданий должна быть творческой, а их каждый учитель оценивает по-своему»,— добавляет господин Луховицкий.
Сопредседатель «Учителя» опасается, что внедрение ИИ приведет к дискуссии об облегчении работы учителей и оргвыводам. «В лучшем случае ИИ освободит немного времени от проверки типизированных заданий вроде счета количества букв. Но учителям скажут: давайте вы больше не будете получать за проверку деньги или давайте поработаем больше. Очень опасная вещь, когда наши работодатели начинают что-то механизировать»,— говорит Всеволод Луховицкий.
В Минпросвещения “Ъ” заверили, что применение алгоритмов искусственного интеллекта планируется «исключительно в помощь педагогам». «Учитель всегда в центре образовательного процесса, опираясь на ФГОС и примерные программы, он формирует свою программу, определяет, как будет вестись предмет, это касается и домашних заданий,— сообщили в пресс-службе ведомства.— В то же время некоторые вещи в процессах проверки носят рутинный характер и при использовании современных технологий частично могут быть заменены алгоритмами ИИ».
В министерстве подчеркнули, что ИИ «снизит нагрузку на педагога и предоставит больше возможностей тратить время на свое профессиональное развитие и на любые иные сопутствующие вещи, которые интересны педагогу в своей работе».
«Таким образом, сервис "Цифровой помощник учителя" предоставит учителям возможность уделять больше времени самому важному аспекту профессии — развитию талантов и воспитанию детей»,— подчеркнули в Минпросвещения.