Черногория встала на путь освобождения
От китайской долговой зависимости
Договоренность правительства Черногории с западными банками о рефинансировании миллиардного кредита Китая на строительство главной магистрали страны вызвала бурную реакцию как в правящей коалиции, так и в оппозиции. И те и другие требуют от правительства раскрыть детали сделки из опасения, что она приведет не к освобождению Черногории от китайской долговой зависимости, а к разбазариванию бюджетных средств. Экономический проект века, как его изначально окрестили в Черногории, становится все более политическим. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Черногорский министр капитальных инвестиций Младен Боянич высказал на днях «оптимистическое предположение», что продолжающаяся уже шесть лет первая фаза строительства главной магистрали страны, которая соединит Адриатическое побережье с черногорским севером и дальше с Сербией, будет завершена к 30 ноября. Но куда больший ажиотаж, нежели это важное заявление министра, вызвало обнародование правительством сделки по рефинансированию миллиардного кредита Китая на строительство «черногорской магистрали века».
Как сообщил глава Минфина Милойко Спаич, правительство договорилось с двумя американскими и одним французским банком (их названия министр привести отказался) о снижении ставки китайского кредита с 2% в долларах до 0,88% в евро, что, по его словам, позволит Черногории экономить €8 млн в год. Министр оценил договоренность как выдающуюся.
Однако с такой оценкой не согласилась ни черногорская оппозиция, ни часть партий правящей коалиции. Они потребовали от правительства обнародовать все детали сделки.
А один из лидеров входящего в правящую коалицию «Демократического фронта» Небойша Медоевич обвинил главу Минфина в «игре в казино на государственные деньги» и потребовал вызвать его для заслушивания в парламент.
В перепалку вмешались и внешние игроки. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэттью Палмер после переговоров с Милойко Спаичем призвал черногорцев к «осторожности в делах с Китаем» и предупредил: «Китай вел дипломатию долговой западни в Черногории и на Балканах». На это тут же отреагировало китайское посольство в Подгорице, посоветовавшее американцам «заниматься своими делами и поменьше беспокоиться о делах Китая и Черногории». А потом и в китайском МИДе заявили: «Истинная цель подобных лживых обвинений в "долговой западне" состоит в том, чтобы внести раздор между Китаем и другими странами».
Таким образом, «экономический проект века по строительству магистрали Юг—Север», как его изначально окрестили в Черногории, приобретает все больше элементов политики и геополитики.
Впрочем, политика сопровождала этот проект изначально. Соглашение о кредите в $944 млн на строительство первого участка скоростной автомагистрали Бар—Боляре (от порта Бар на Адриатике до местечка Боляре в центральной части страны) правительство Черногории и китайский EXIM-банк подписали в 2014 году. Кредит со ставкой в 2% рассчитан на 20 лет.
Сделку сразу же крайне критически восприняли в ЕС, куда Черногория намеревается вступить. Критиковались как экономическая составляющая сделки (опасность от китайской долговой кабалы), так и политическая (расширение китайского влияния в Европе).
Черногорцы в ответ заверяли европейцев, что опасения преувеличены. А источник “Ъ”, близкий к черногорскому руководству, пояснил: «Первоначально мы просили кредит в ЕС, долго и терпеливо ждали, и только когда стало ясно, что в Европе денег на магистраль не получить, начали переговоры с китайцами. Ведь магистраль для Черногории — это главная артерия, которая призвана связать наш сельскохозяйственный и горный север с адриатическим югом, соединить страну в единое хозяйственное целое».
Но начатое в мае 2015 года строительство затянулось. Участок Бар—Боляре протяженностью 41 км — самый сложный на всей магистрали: 32 тоннеля и 45 мостов, главный из которых длиной 1 км и высотой самой большой опоры 180 м. Сначала дорогу планировали завершить в 2019 году, потом на год позже. Возникли и не предусмотренные договором дополнительные расходы на $90 млн. В 2020 году «стройку века» практически полностью остановил коронавирус. И вот теперь, если «оптимистическое предположение» черногорского министра капитальных инвестиций сбудется, первый участок магистрали запустят к концу ноября.
Однако бурная реакция на сделку правительства Черногории с западными банками по рефинансированию миллиардного китайского кредита актуализировала другой ключевой вопрос — об опасности для Адриатической республики долговой зависимости. Особенно с учетом того, что новое черногорское правительство, приступившее к работе 4 декабря прошлого года, уже на третий день пребывания у власти взяло в долг на внешних рынках почти €900 млн. Причем не на какой-то крупный инвестиционный проект, а на текущие расходы. Отчасти, видимо, и из-за этого новые черногорские власти пытаются ослабить бремя долга Китаю, взятого на строительство магистрали.