Коллекторы займут публично
Для крупных компаний облигации становятся альтернативой банковским кредитам
Долговой рынок становится альтернативным вариантом привлечения средств для коллекторов. Банковские кредиты не всегда удобны из-за ограничений, а займы у физических лиц обходятся дорого. Однако выпуски классических облигаций доступны, прежде всего, крупным игрокам, которые готовы раскрывать информацию о своей деятельности. Впрочем, эксперты указывают, что эмитенты несут в себе дополнительные регуляторные риски.
«АйДи Коллект», входящая в группу IDF Eurasia, объявила о планах выпуска трехлетних облигаций на 400 млн руб. Полученные средства планируется направить на развитие бизнеса, покупку портфелей, а также внедрение новых технологичных решений для улучшения качества бизнеса, поясняет гендиректор компании Александр Васильев. В «АйДи Коллект» ожидают, что помимо частных инвесторов интерес к бумагам проявят и институциональные.
С 2009 года единственным эмитентом облигаций среди коллекторов было Первое коллекторское бюро (ПКБ). Всего было размещено пять выпусков на 6,5 млрд руб. В обращении находятся два выпуска на 3 млрд руб. В последнем размещении в прошлом году 55% выпуска выкупили физлица, 45% — институциональные инвесторы.
Коллекторам интересны облигации, так как они позволяют привлечь средства без ковенант и на длительный срок, отмечают участники рынка. Из-за нишевого характера отрасли далеко не у всех банков есть утвержденные подходы к анализу таких заемщиков, что может затягивать процедуру получения кредита, поясняет директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Филипп Мурадян. Есть такой канал привлечения, как займы физических лиц, однако он, как правило, наиболее затратный для любой компании, добавляет эксперт.
Выпуск облигаций интересен эмитентам, которые имеют трудности с привлечением банковского финансирования, подтверждает директор по корпоративным финансам и инвестициям ПКБ Олег Марихин. Коллекторам, уточняет топ-менеджер, банки нередко предлагают «неподъемные или невыгодные условия привлечения средств».
Однако себестоимость выпуска облигаций высока, поэтому позволить себе это могут лишь средние или крупные игроки, готовые раскрывать значительный объем информации о себе, подчеркивает президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.
Таких на рынке коллекторских услуг не более десятка, полагает господин Марихин. По его мнению, экономически целесообразно проводить размещение не менее чем на 200–300 млн руб. Соответственно, у компании должны быть такие уровни выручки и долга, которые позволят обслуживать этот выпуск, отмечает Олег Марихин: «Есть и такой инструмент, как коммерческие облигации. Их можно выпускать кому угодно, они никак не регулируются. Но ставка по ним выше, чем даже при привлечении банковского финансирования».
Судя по прежним размещениям облигаций ПКБ, спрос на них со стороны инвесторов высокий. Большинство инвесторов в меньшей степени смотрят на суть бизнеса компании, им интересны ее надежность, финансовые показатели, уровень долга, прозрачность и рейтинг, поясняет Олег Марихин. Но в случае с коллекторским бизнесом, предостерегает господин Мехтиев, вопрос не в том, интересен этот инструмент или нет, а в том, какие регуляторные риски здесь возможны в связи с нарастающим популизмом в вопросах обеспечения прав кредиторов.