Компания Абрамовича и партнеров отказалась строить ЦБК на Дальнем Востоке за $1 млрд
Лесопромышленный холдинг RFP Group решил отказаться от планов строительства целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) в Амурске на севере Хабаровского края, инвестиции в проект оценивались как минимум в $1 млрд, сообщил глава компании Константин Лашкевич. По его словам, проработка проекта показала, что его норма доходности будет близка к нулю. Господин Лашкевич также предложил разрешить приватизировать 2–3% от лесной территории России, чтобы заниматься интенсивным выращиванием леса.
RFP Group — крупнейшее лесопромышленное предприятие на Дальнем Востоке, один из лидеров по экспорту российского леса в страны Азии. Роману Абрамовичу и Александру Абрамову принадлежит 58% компании, 42% — у Российско-китайского инвестиционного фонда, совместного предприятия РФПИ и China Investment Corporation.
«В Амурске раньше существовал ЦБК, но он закрылся после развала СССР. Была идея самим построить завод там же. Мы наняли иностранных консультантов, которые детально проработали этот проект, но даже при условии, что мы обеспечим завод сырьем, его IRR (внутренняя норма доходности.— “Ъ”) была бы близка к нулю»,— сказал господин Лашкевич РБК. По его словам, ЦБК на Дальнем Востоке — «бессмысленная история». Он считает, что проще создавать «более скромные по инвестициям проекты по производству пеллет с рентабельностью на уровне 12–17%, чем строить гигант, который будет убыточным и станет постоянно просить господдержки».
Глава RFP Group рассказал, что в 2018 году компания вела переговоры с китайской China Paper по поводу строительства завода. RFP Group должна была поставлять 400–600 тыс. куб. м древесины в год на китайский ЦБК. По его словам, China Paper обратилась полпреду президента на Дальнем Востоке Юрию Трутневу и попросила лес с подведенной инфраструктурой, чтобы построить ЦБК. «Но оказалось, что такого леса у нас уже нет и в лесосырьевой базе 70% — лиственница, а ее ЦБК стараются не использовать. Мы предлагали свою низкосортную древесину и пытались подтянуть других лесозаготовителей, но китайцев это не устроило»,— добавил он.
По его словам, на Дальнем Востоке становится все меньше спелого леса с качественной, пригодной для переработки древесиной, а при текущих вырубках естественного роста придется ждать 80–120 лет. В связи с этим Константин Лашкевич предложил выделить лесные земли, на которых можно добиться кратного прироста деловой древесины. Он уточнил, что это будет оправдано, если инвесторам разрешат приватизировать лес.
Глава RFP Group считает, что эту модель можно реализовать в благоприятных климатических зонах, занимающих 2–3% от всей лесной территории страны. Он уточнил, что модель подразумевает возможность приватизировать такие земли, дешево страховать лес, закладывать его в банк и увеличивать его стоимость на балансе за счет прироста.