Джефф Безос свозил в космос
Как прошел суборбитальный полет для первого экипажа корабля основателя Amazon
Компания Blue Origin продала билетов в космос на сумму в почти $100 млн. И до конца 2021 года корабль New Shepard совершит еще два суборбитальных полета с людьми на борту. Об этом заявил миллиардер Джефф Безос. Однако он не уточнил, как много путешественников уже обеспечили себе место в пассажирской капсуле, и есть ли у такого развлечения фиксированная цена. 20 июля сам Безос и еще трое человек стали первыми туристами, которые вылетели за пределы атмосферы на корабле компании Blue Origin. Они сделали это на девять дней позже другого миллиардера Ричарда Брэнсона, но зато поднялись на 20 км выше. Как прошел суборбитальный полет для первого экипажа New Shepard? С подробностями Яна Лубнина.
В пустыне на западе Техаса родные и близкие встречали четырех новоиспеченных астронавтов. За 10 минут суборбитального полета пассажиры корабля New Shepard успели посмотреть на черный космос, поиграть в пинг-понг в невесомости и даже сделать селфи с надписью: «Мам, привет!». Кроме того, туристы установили сразу несколько рекордов: 18-летний студент Оливер Деймен стал самым юным астронавтом в мире, 82-летняя Уолли Фанк — самым пожилым, сам Джефф Безос — самым богатым, а его брат Марк, как шутили позже, — самым веселым.
После возвращения на землю все четверо получили почетные значки с символикой Blue Origin похожие на те, что выдаются астронавтам NASA. А затем миллиардер Джефф Безос поделился впечатлениями о полете на корабле своей компании: «О, мой бог! У меня были высокие ожидания, но реальный опыт превзошел их все. Самый большой сюрприз — то, насколько естественно ощущалась невесомость. Я смотрел на Землю и был одновременно удивлен ее красотой и уязвимостью. Атмосфера такая гигантская, огромная, но из космоса видно, какая же она тонкая, и своей активностью на Земле мы ее уничтожаем».
Американские СМИ рассказывали о полете Безоса восторженно, а вот в социальных сетях к нему отнеслись если не критически, то по крайней мере с иронией. По мнению пользователей интернета, в сравнении с полетом Безоса слишком мало внимания уделяется прорывным для космонавтики проектам. Еще в соцсетях шутили над схожестью ракеты New Shepard с кораблем Доктора Зло из серии сатирических фильмов «Остин Пауэрс».
Кроме того, популярность набрала пародия комика Мэттью Хайтона. Он предположил, что мог бы сказать миру сам корабль New Shepard, будь он живым.
New Shepard, космический корабль
Эй, ребята, мы это сделали, мы слетали в космос! Я чувствую, что я так изменился, я понял, что с такой высоты мы все лишь крошечные точки в космосе. Я думаю, мы все должны объединиться, и если уж выбирать нам девиз для объединения, то это будет: “Покупайте в Amazon!”.
К слову, не обошли стороной в социальных сетях и отношение основателя Amazon Джеффа Безоса к сотрудникам. За последние несколько лет в СМИ выходило несколько скандальных материалов, где работники анонимно рассказывали о жестоких условиях труда в компании. На этом фоне критике подверглась шутка Безоса во время пресс-конференции, где он поблагодарил за полет именно сотрудников Amazon: «Я хочу поблагодарить всех инженеров, кто так много трудился над этим проектом. Это огромная команда, и она работала много лет, чтобы построить самую надежную, красивую и забавную ракету. Но также я хочу поблагодарить каждого сотрудника Amazon, и всех-всех покупателей, в конце концов, это же вы, ребята, за все заплатили».
И средств на этот суборбитальный полет было потрачено немало, рассказал инженер Космического центра Сколтеха Никита Велиев. По его словам, в эту сумму стоит включать не только один конкретный пуск, но и, например, все 15 предыдущих путешествий New Shepard, совершенных без пассажиров: «Когда мы говорим про то, чтобы запустить ракету в космос, большинство людей представляют такие шаги: собрать ракету, обустроить запуск, найти стартовую площадку и что-то еще. На самом деле за любой ракетой нового поколения стоит огромный пласт работы: исследование технологии, тестирование. И поэтому о запуске одной ракеты можно сказать, что это миллиарды долларов».
Но как на полет Джеффа Безоса отреагировали финансовые рынки? Акции его прямого конкурента — компании Virgin Galactic — сразу после запуска New Shepard рухнули на 8%. Но сама Blue Origin пока не выходила на IPO. И вряд ли это произойдет в ближайшее время, пока инвесторы не особенно заинтересуются таким активом, предполагает управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава: «Фундаментальное ценообразование зависит от Twitter Илона Маска, условно говоря. Будут громкие поводы для пиара — акции пойдут вверх.
Если возникнет разочарование, даже скорее не у инвесторов, а фанатов — акции пойдут вниз и даже могут обрушиться.
Пока у этих компаний нет бизнеса, и он еще не скоро появится, говорить о том, что можно каким-то образом предсказывать поведение ценных бумаг, не приходится».
Публичной информации о компании Blue Origin и ее финансах мало, но, по словам Безоса, он единолично тратит на нее около $1 млрд в год. И это не так уж и много, если сравнить с другой компанией, где миллиардер считается основателем: еще в 2020 году капитализация самого дорогого в мире бренда Amazon превысила $1 трлн.