Как исчезают деньги

Ксения Дементьева о неожиданных сюрпризах СБП

Наверное, я никого не удивлю тем, что использую детище ЦБ — Систему быстрых платежей (СБП), в первую очередь для того, чтобы «гонять» деньги между своими картами. Получила зарплату на одну — бесплатно перекинула на другую для погашения кредита, на следующую для ежедневных трат и на третью — для оплаты «на карту Сбербанка» и переводов родне, которая еще не освоила СБП. Думаю, такая схема работает не у меня одной.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

И если со своими картами все просто, ты знаешь, куда «кидаешь» деньги, то с переводами другим людям порой возникают незадачи. Вот, например, переводила недавно деньги девушке за покупку на Avito. Уточнила банк и решила сделать платеж через СБП. Ввела номер телефона, выбрала нужный банк и отправила деньги. Все вроде хорошо, но продавец денег не видит. Справка о платеже и звонок в банк помогли разобраться — деньги ушли на счет карты с истекшим сроком действия, которая не была перевыпущена. Новая карта в том же банке к этому номеру привязана не была, поэтому платеж ушел не на тот счет.

Тем временем выяснилось, что просто так со счета закончившейся карты деньги даже владельцу не извлечь, в рамках процессинга банки такие карты блокируют, операции онлайн становятся невозможны.

Пришлось собственнице карты в итоге идти в банк, писать заявление, получать деньги, закрывать счет карты — в общем, потратить изрядное количество времени.

Анализ финансовых форумов показал, что с подобными проблемами сталкиваются периодически клиенты целого ряда крупных банков, в том числе лидера отрасли Сбербанка.

И вот что интересно, несмотря на проблемы, создаваемые такой ситуацией для многих держателей карт, решать ее никто не хочет. Банки настраивают процессинг так, чтобы возможности карт с истекшим сроком действия были предельно ограничены.

Их логику понять можно, они заинтересованы в том, чтобы клиент или перевыпустил карту, или закрыл и счет к ней. В ситуации с бесплатными дебетовыми картами (часто выдаются для получения, например, страховых выплат или погашения кредитов) держатели просто забывают о них, а на карте остается копеечный остаток, который не позволяет закрыть счет банку.

Проблему можно решить, сделав карты, по сути, бессрочными, ведь банкиры признают, что срок карты — пережиток времени.

И пример тому — отмена блокировки карт с истекшим сроком в пандемию с легкой руки ЦБ.

Вот только банкиры в урегулировании ситуации помогать держателям карт не настроены, им бы решить свои проблемы с брошенными счетами (см. “Ъ” от 14 ноября 2018 года). А для вмешательства ЦБ масштаба волнений пока недостаточно. Видимо, придется ждать, пока жалоб станет столько, что регулятор не сможет их игнорировать, или просто смириться с неудобствами.

Вся лента