Самый ценный «Бакс»
«Милуоки» и его лидер Яннис Адетокунбо выиграли чемпионский титул
Очередной чемпионат НБА завершился победой клуба «Милуоки Бакс», который закончил финальную серию против «Финикс Санз» в шестом матче, обыграв соперников на домашней площадке со счетом 105:98. «Милуоки» взял второй титул в своей истории спустя полвека после того, как добыл первый. А главным героем этой кампании был самый дорогой и самый неординарный в плане бэкграунда и способностей баскетболист НБА Яннис Адетокунбо.
Это было, конечно, безумно долгое ожидание. Настолько долгое, что в какой-то момент тем, кто неравнодушен к «Милуоки», начало, может быть, казаться, что опять добраться до вершины этой команде уже не суждено никогда.
Она появилась на свет в 1968 году. А уже в 1971-м, в третьем своем сезоне в НБА, смогла завоевать чемпионский титул. Тогда в «Милуоки» сверкал уникальный молодой центровой Лью Алсиндор, который чуть позже сменит имя на Карим Абдул-Джаббар и войдет в число ярчайших баскетбольных легенд. Остальные пять чемпионских званий Абдул-Джаббар, правда, добыл уже в форме другого клуба — «Лос-Анджелес Лейкерс». А «Милуоки» постепенно скатился в категорию скромных середняков, для которых успех — пройти пару раундов в play-off и которых очень тяжело представить выигрывающими чемпионат сильнейшей баскетбольной лиги.
Есть куча конкурентов, находящихся далеко впереди — гораздо лучше укомплектованных, гораздо талантливее, обладающих тянущими их наверх лидерами с суперспособностями, а наличие таких всегда считалось фактически обязательным условием триумфа.
В этой нише «Милуоки» существовал десятилетиями, а в своих материалах о том, как он из нее выбрался, все американские медиаресурсы, конечно, считали необходимым, пусть далеко не в первый раз, подробно рассказать шикарную историю о том, как клуб своего лидера с суперспособностями все-таки нашел и вырастил.
Это история про то, как на драфте 2013 года его менеджмент рискнул выбрать Янниса Адетокунбо — родившегося в Греции сына нигерийских иммигрантов. Выбор казался, мягко говоря, неочевидным. И бог с ним, с дефицитом опыта у Адетокунбо: перед тем как отправиться в Америку, он успел немножко поиграть во второй, полупрофессиональной, греческой лиге за «Филатлитикос». Просто Адетокунбо совершенно не был похож на идеального баскетболиста. Не подкачали разве что рост — 211 см — и неплохой прыжок. Зато подкачало все остальное. Шокировала худоба Адетокунбо, его техника — вернее, почти полное ее отсутствие, какая-то удивительная нескладность. Настолько «сырым» баскетболистам в НБА вроде бы не место. И уж точно им не светит лидерский статус.
Но менеджеры из «Милуоки» оказались провидцами. Яннис Адетокунбо в НБА освоился быстро, а освоившись, прибавлял и прибавлял во всем. Он набрал мышечную массу, не утратив способности высоко взлетать в воздух, он постепенно превратил отвратительный бросок с дистанции в более или менее пристойный, даже неплохой. Он научился, сохранив остатки внешней корявости, что ли, прорываться сквозь плотные заслоны так эффективно, как мало кто умеет в НБА.
В конце концов, на излете прошлого десятилетия Яннис Адетокунбо предстал таким идеальным «универсальным солдатом», предназначенным для уничтожения врага на баскетбольной площадке.
Формально — форвард (скорее даже «легкий» форвард), но при этом, если надо, классно разыгрывающий мяч, а если надо, заступающий на позицию центрового и чувствующий себя там вполне комфортно. Одинаково хорош и в нападении, и в защите. Два приза самому ценному игроку сезона лиги, в 2019 и 2020 годах, вкупе со стопкой чуть менее престижных персональных наград — идеальное признание этих метаморфоз.
Не хватало только награды командной, без которой полноценное утверждение в роли фронтмена НБА, разумеется, невозможно. Без нее ты все равно чуть-чуть, но лузер. С ней никак не складывалось. «Милуоки» продолжал допускать осечки в play-off и после того, как Адетокунбо был записан в безусловные феномены. В 2019 году он срезался в полуфинале на «Торонто Рэпторс», в 2020-м — во втором раунде на «Майами Хит». Срослось в нынешнем сезоне. Перед ним «Милуоки» добавил в состав классного, увеличивающего вариативность атаки защитника Дрю Холидея, выменяв его у «Нью-Орлеан Пеликанс». А по ходу чемпионата тренер Майк Буденхолцер наконец понял, что в регулярном чемпионате необязательно всю дистанцию проходить на пределе, а можно иногда выдавать «разгрузочные» отрезки и моделировать игру в кубковой стадии, не особенно заботясь о потерянных очках.
Сэкономленная энергия здорово пригодилась в play-off. В трех сериях «Милуоки» отставал от оппонентов — «Бруклин Нетс», «Атланта Хокс» и «Финикс Санз». «Бруклину» во втором раунде и «Финиксу» в финале он вообще отдал два стартовых матча. Но запал оппонентов постепенно сходил на нет, «Милуоки» же, наоборот, разгонялся, заставляя удивляться: мы-то только что думали, что в противостоянии настоящая интрига… А его вожак был просто неудержим, он играл именно так, как должен играть приводящий клуб к чемпионскому титулу баскетбольный супергерой с неограниченными возможностями.
В финальной серии Яннис Адетокунбо набирал 35,2 очка в среднем за матч, делал 13,2 подбора и пять передач. А еще — почти два блок-шота и немало перехватов.
Шестая, заключительная игра финала стала вершиной его творчества. «Финикс», уже испробовавший разные способы противодействия Адетокунбо, был им уничтожен. В активе форварда после завершения встречи значилось ровно 50 очков — столько же, сколько лет ждал «Милуоки» нового титула.