«Россию не следует анализировать как единый объект»
Макроэкономист Всемирного банка — о малоизвестных достижениях в развитии страны
Спустя пять лет главный экономист Всемирного банка по России Апурва Сангхи покидает свой пост. В своей прощальной колонке для “Ъ” он размышляет о неоцененных успехах России.
В 2016 году, только вступив в должность главного экономиста Всемирного банка по России, я начал писать о российской экономике. Сейчас, когда срок моей работы в России подходит к концу, пришло время написать итоговую колонку.
Как профессиональный аналитик, который последние пять лет специализировался на российской экономике, я могу подытожить свой опыт одним предложением: дела в России не так плохи, как кажется, но идут не так хорошо, как могли бы. Только за последние шесть лет России удалось добиться впечатляющей макроэкономической стабильности. Инфляция, достигавшая двузначной величины, сейчас находится под контролем. Страна меньше зависит от нефти и газа, чем пять лет назад. Это немалые достижения. С другой стороны, я, как и многие другие эксперты, уже писал, что поступательное движение вперед сдерживает вялый потенциальный рост.
Все это хорошо известные вещи. В этой колонке я хотел бы отметить три менее известных достижения России в области развития, которые зачастую не попадают в поле зрения.
Первое — это увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни в России с 65,3 года в 2000 году до 72,7 года в 2018 году.
Это связано прежде всего со снижением смертности от неинфекционных заболеваний (то есть незаразных болезней, таких как сердечные приступы и инсульты) и внешних причин (таких как ДТП и убийства). Кроме того, с первого десятилетия XXI века отмечается снижение уровня смертности среди взрослых и особенно среди детей. В последнее время наблюдается снижение младенческой смертности (в период с 2011 по 2017 год она сократилась на 36%) и материнской смертности (за тот же период она снизилась на 49%). Притом что сейчас мы все заняты пандемией, для оценки реальных достижений России в области увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни следует ориентироваться на более отдаленную перспективу.
Второе — это прогресс России в повышении уровня финансовой грамотности.
Россия не понаслышке знакома с финансовыми кризисами. Притом что везде и всюду основная ответственность за их предотвращение и преодоление лежит на правительствах, важный фактор, который только начинает получать признание, заключается в том, что граждане должны стать более информированными в части принятия финансовых решений. Россия одной из первых поняла выгоды финансовой грамотности и добилась больших успехов в повышении финансовой грамотности как взрослых, так и школьников. Это произошло благодаря инициативе сверху, предпринятой Министерством финансов и Банком России, и инициативам снизу, обеспечившим охват значительного и разнообразного сегмента населения через школы, библиотеки и другие общественные площадки. Действительно, в 2016 году Россия заняла первое место среди 132 стран в международном конкурсе проектов по финансовому образованию детей и молодежи (Child & Youth Finance International Global Inclusion Awards). Она также входит в число десяти стран—лидеров по уровню финансовой грамотности среди государств «большой двадцатки».
Третье — это достижения России в повышении качества налогового администрирования.
История налогов в России уходит корнями в Средние века, когда князь Олег ввел сбор дани с подвластных племен. Известны слова Екатерины II, которая сказала следующее: «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем». Опираясь на многовековые уроки, Россия сегодня является одним из мировых лидеров в использовании технологий и первичных данных в реальном времени и смогла отказаться от культуры уклонения от налогов в пользу соблюдения налогового законодательства. Несоблюдение налоговой дисциплины, в частности по налогу на добавленную стоимость, сократилось с двузначного показателя несколько лет назад до уровня, который сегодня составляет менее одного процента; при этом сбор налога происходит с минимальным участием человека. Успехи России в модернизации налоговой службы не так хорошо известны, как они того заслуживают, однако мировой интерес к ним медленно, но неуклонно растет.
Конечно, эти достижения еще не конец пути. Если говорить о средней ожидаемой продолжительности жизни, то у мужчин она в среднем почти на десять лет меньше, чем у женщин,— и этот разрыв нужно сократить. Ввиду того что криптовалюты и цифровое мошенничество получают все большее распространение, необходимо поддерживать уровень финансовой грамотности и защиты потребителей и совершенствовать механизмы, обеспечивающие неприкосновенность частной жизни и защиту данных. А в отсутствие дополнительных мер налоговой политики достижения в области налогового администрирования могут быть сведены на нет. И все же эти неоцененные успехи заслуживают большего признания как в самой России, так и за рубежом.
Всемирный банк провел не совсем обычный анализ, чтобы определить, насколько богата Россия. Мы пришли к выводу, что источником богатства России являются не огромные запасы природных ресурсов (при всей их значимости) и не физическая инфраструктура (какими бы мощными ни были ее отдельные компоненты).
Богатство России составляют изобретательность и креативность ее народа. Действительно, почти половина всего богатства России связана с ее человеческим капиталом — накопленными опытом, знаниями и навыками россиян.
За ним следуют физический (около трети) и природный капитал (около одной пятой). Кстати, опираясь на свои личные наблюдения, я могу подтвердить, что это именно так. Общаясь со студентами в разных университетах и вузах, я был свидетелем их живого интереса, острых и целенаправленных вопросов, чувства юмора, а главное, их стремления сделать свою страну лучше. Мне действительно посчастливилось сыграть скромную роль в этом процессе.
P.S. Есть еще один вопрос, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание. Речь идет об изменении климата. Политика — это данность, но с наукой и экономикой не поспоришь. Радует то, что в России, помимо федеральных инициатив, начинают появляться положительные примеры в регионах — например, в Сахалинской и Мурманской областях, которые стремятся построить безуглеродную экономику. Как я уже писал раньше, в отношении России нельзя допускать одну ошибку: ее не следует анализировать как единый объект. Это равносильно тому, что считать матрешку пустой! На самом деле, российские регионы могут находиться на переднем крае борьбы с изменением климата, и нас может ждать приятный сюрприз. Значит, эту территорию нужно и в дальнейшем не выпускать из поля зрения.