«Яндекс.Маркет» расширится в Петербурге
Платформа стала арендатором логопарка в «Осиновой роще»
«Яндекс.Маркет» наращивает логистические мощности в Петербурге. Маркетплейс арендовал 15 тыс. кв. м складов в логопарке «Осиновая роща» и ищет в регионе площадку под строительство распределительного центра на 100 тыс. кв. м. Расширять инфраструктуру операторов сегмента e-commerce вынуждает не только необходимость повышения собственной эффективности, но и рост конкуренции в сегменте, отмечают эксперты.
О том, что маркетплейс арендовал складские площади в логопарке «Осиновая роща» в поселке Парголово, рассказали “Ъ” три собеседника на рынке коммерческой недвижимости. В «Яндекс.Маркете» подтвердили эту информацию, отметив, что речь идет о 15 тыс. кв. м. В складском комплексе будет организована разгрузка и хранение товаров, сбор заказов, а часть площадей отведут под сортировочный центр, пояснил представитель платформы. Полноценный запуск центра намечен на осень, добавил он.
Ставка аренды в «Осиновой роще» составляет около 600 рублей за «квадрат» в месяц с НДС без учета коммунальных услуг, что выше среднерыночного уровня, отмечает руководитель агентства SPB4RENT Антон Шулико. Партнер Bright Rich | CORFAC International Евгений Титаренко полагает, что ставка аренды могла составить 650 рублей за «квадрат» (без учета операционных расходов, коммунальных платежей и НДС). Таким образом, годовая аренда площадей может обойтись маркетплейсу в пределах 120 млн рублей. Удачная локация объекта позволит «Яндекс.Маркету» сократить время доставки и нарастить долю заказов, выполняемых за один день, замечает господин Титаренко.
Необходимость развития логистической инфраструктуры связана с увеличением спроса и ростом числа продавцов на платформе, говорит директор по региональному развитию бизнеса «Яндекс.Маркета» Виталий Лихачев. С начала года в Петербурге и Ленинградской области их количество увеличилось более чем вдвое, пояснил он. Открытие склада позволит сократить время доставки для клиентов из Петербурга и близлежащих регионов, а также расширить ассортимент, указывают в «Яндекс.Маркете». Сейчас в управлении маркетплейса находятся 120 тыс. кв. м складских площадей в России, к концу года их количество планируется увеличить до 400–500 тыс. кв. м.
Планы расширения в Петербурге в «Яндекс.Маркете» не раскрыли. Источники “Ъ” указывают, что маркетплейс ищет площадку под строительство складского комплекса площадью около 100 тыс. кв. м. по модели built-to-suit. Вложения в такой проект могут составить примерно 5 млрд рублей с НДС (без учета затрат на оборудование), оценивает господин Шулико. Заявленный объем площадей продиктован, скорее, амбициями по захвату рынка, чем объективной необходимостью, отмечает он. Впрочем, учитывая ежегодный рост сегмента e-commerce, данный склад может стать мал для «Яндекса» уже через пять лет, прогнозирует господин Шулико.
Наращивание складской инфраструктуры в регионе требуется «Яндекс.Маркету» не только в целях обеспечения эффективной работы, но и для конкуренции с другими игроками рынка e-commerce, полагает гендиректор агентства Infoline Иван Федяков. Кроме того, наличие мощностей в регионе важно для местных поставщиков, которым не всегда удобно возить товары в другие регионы, продолжает он.
Сегмент e-commerce занимал 35% в структуре спроса на склады в Петербурге по итогам первого полугодия, подсчитали в JLL. Онлайн-торговля сохранит лидерские позиции по итогам года, но в перспективе двух-трех лет можно ожидать замедления спроса с ее стороны, считает господин Титаренко. В ближайшие два-три года сегмент e-commerce останется драйвером складского рынка, возражает господин Федяков. По его словам, участники рынка будут формировать инфраструктуру про запас, исходя из потенциала роста товарооборота.