Пассажиры пересаживаются на удаленку
Транспортная мобильность населения сохраняет отрицательную динамику
Пассажиропоток на общественном транспорте Петербурга ниже показателей допандемийного периода уже на протяжении почти полутора лет. Несмотря на рост трафика по сравнению с 2020 годом, поездки на автобусах, трамваях и метро по-прежнему совершают на 20% пассажиров меньше. Ежедневно городским транспортом пользуются около 3,5 млн человек. Эксперты называют снижение мобильности из-за удаленного режима работы долгосрочным трендом, который может повлиять на финансовые показатели и инвестиционные программы компаний.
Трафик на городском общественном транспорте по состоянию на середину июля на 18% ниже аналогичных показателей 2019 года, следует из статистики комитета по транспорту, имеющейся в распоряжении “Ъ”. Метрополитеном воспользовались на 19% меньше пассажиров, наземным транспортом (автобусы, маршрутки, трамваи и троллейбусы) — на 13%. 19 июля ГУП «Петербургский метрополитен» перевез почти 1,7 млн пассажиров, ГУП «Пассажиравтотранс» — 611,2 тыс. человек, ГУП «Горэлектротранс» — 575 тыс. человек, частные перевозчики — 508,4 тыс. человек, пригородными электричками воспользовались 164,5 тыс. пассажиров.
Пассажиропоток растет по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — в среднем на 17%. Трафик в автобусах и метро Петербурга ставил антирекорды в марте и апреле (до –80%), к осени показатели восстановились, но к концу 2021 года транспортом пользовалось на треть меньше пассажиров. Согласно докладу Петростата о социально-экономическом положении Петербурга в январе — декабре 2020 года, перевозки пассажиров на регулярных маршрутах автобусов сократились на 32,2% до 392,8 млн человек по сравнению с 2019 годом.
За низкими показателями пассажиропотока на общественном транспорте следует рост субсидий и тарифов. Эксперты, опрошенные “Ъ”, считают, что ближе к концу 2021 года, вероятно, будет обсуждаться вопрос о субсидиях из бюджета для общественного транспорта, а также о повышении тарифов выше инфляции. В комитете по транспорту “Ъ” сообщили, что тарифы на проездные билеты (не разовые поездки) повысятся в рамках индекса потребительских цен.
Мобильность населения сохраняет отрицательную динамику из-за продолжающегося режима удаленной работы, считает аналитик компании Simetra Всеволод Морозов. «Удаленка» стала привычкой, и многие сотрудники не хотят возвращаться в офисы после полутора лет работы из дома, даже учитывая гибридный график (три дня в офисе, два — дома). Среди плюсов удаленной работы люди называют и отсутствие необходимости тратить много времени на дорогу, и более здоровый баланс работы и частной жизни, и возможность больше времени проводить с семьей, и более высокую рабочую продуктивность. Согласно исследованию ВЦИОМ, в Петербурге на «удаленке» находится около 24% опрошенного населения, это схожий с Москвой показатель, при этом еще 25% работают в смешанном формате. По данным на 21 июля, в Петербурге зафиксировано 1939 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. 22 июля 2020 года в городе было обнаружено 186 новых случаев, а на пике пандемии в декабре прошлого года — 3765.
Кроме очевидных факторов, связанных с перемещениями по работе, отмечает господин Морозов, пассажиры стремятся минимизировать социальные контакты, пересев на альтернативные общественному виды транспорта: велосипеды, самокаты, личные автомобили и каршеринг. «Темпы развития общественного транспорта в городах будут напрямую зависеть от уровня развития экономики: вместо комплексных решений могут появляться точечные проекты, решающие острые локальные проблемы, а метро может развиваться очень медленно, как и в прошлые годы»,— подчеркивает он.
Снижение трафика на городском пассажирском транспорте будет негативно влиять на финансовые показатели и инвестиционные программы, особенно при столь больших вложениях городского бюджета в инфраструктуру и ее модернизацию, такие изменения могут быть чреваты наращиванием потребностей эксплуатационных предприятий в дополнительных дотациях из бюджета, на фоне необходимого обновления подвижного состава это потребует больших вложений при нулевых перспективах окупаемости, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Скорее всего, отмечает эксперт, сокращение мобильности — долгосрочный тренд, показатели по пассажиропотоку в ближайший год не будут расти, а его снижение будет компенсироваться низкими темпами обновления подвижного состава и сокращением количества рейсов на линиях.
По мнению эксперта Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина, сложившаяся ситуация будет стимулировать переход на модель оплаты перевозчикам за километры транспортной работы вместо доходов от билетов. «Пассажир будет платить городу, а администрация будет заказывать работу перевозчикам»,— рассказывает он, напоминая, что схема, при которой трафик не влияет на бизнес, частично будет применена на общественном транспорте Петербурга с апреля — июля 2022 года.