Мировые центробанки думают о юане
Регуляторы ищут альтернативу доллару и евро
Объем активов под управлением публичных инвесторов — центробанков, государственных пенсионных и суверенных фондов за 2020 год увеличился на $2,5 трлн, до $42,7 трлн, приводит данные аналитический центр OMFIF. Результаты опроса центральных банков стран показывают их готовность менять структуру резервов, сокращая долю доллара США и евро и наращивая долю юаня. Впрочем, пока доля юаня в мировых валютных резервах составляет всего 2,45%, что ниже, чем у японской иены или британского фунта стерлингов. В резервах российского суверенного фонда — ФНБ — доля юаня по геополитическим соображениям недавно была поднята до 30%.
Общий объем активов крупных публичных инвесторов к концу 2020 года достиг $42,7 трлн, следует из отчета, подготовленного лондонским аналитическим центром OMFIF (Official Monetary and Financial Institutions Forum). На конец 2019 года показатель составлял $40,2 трлн, то есть на $2,5 трлн меньше. Этот показатель складывается из резервов центробанков, активов государственных пенсионных фондов и суверенных фондов (всего данные приводятся по 850 организациям). Резервы центробанков увеличились за год с $14 трлн до $15,3 трлн. Активы государственных пенсионных фондов — с $17,2 трлн до $18,1 трлн, суверенных фондов — с $9 трлн до $9,3 трлн. Среди стран наиболее выраженный рост накоплений показали США, Китай и Швейцария (плюс 19,3%, 12,8% и 11,5% соответственно).
Для центробанков, судя по данным опроса, основными проблемами являются последствия сохранения низких основных ключевых ставок, а также невысокие темпы экономического роста и растущий уровень долговой нагрузки. У суверенных и пенсионных фондов обеспокоенность вызывает то, что текущая монетарная политика может привести к образованию финансовых пузырей.
Изменения в структуре активов в будущем будут связаны в первую очередь с повышением спроса на «зеленые» и устойчивые активы, а также с увеличением доли резервов в юанях, полагают авторы доклада.
Среди опрошенных представителей центробанков 30% заявили, что планируют нарастить долю юаня в резервах в ближайшие два года (в прошлом году таких было 10%). С учетом тех, кто готов сделать это позднее, эта доля увеличивается до 70%. Авторы замечают, что особую популярность эта мера имеет у африканских регуляторов (где сильны позиции китайских инвесторов), но и в целом центробанки мира намерены сокращать доли доллара США и евро, ожидая снижения их стоимости. По данным МВФ за первый квартал этого года, доля долларовых резервов центральных банков сократилась до 59,5% — до самого низкого уровня за 25 лет. На евро приходится 20,57%, на юань — всего 2,45%. Для сравнения — в японской иене центробанки держат 5,89% валютных резервов, в фунтах стерлингов — 4,7%.
Российский ЦБ в 2020 году снизил долю евро, доллара и фунта стерлингов в международных резервах в пользу золота, юаня и прочих валют, сообщал в мае регулятор. Доля евро за прошлый год сократилась на 1,6 процентного пункта, до 29,2%, доллара — на 3,3 пункта, до 21,2%, фунта стерлингов – на 0,2 пункта, до 6,3%. В то же время доля золота в российских резервах выросла за 2020 год до 23,3% с 19,5% годом ранее, доля юаня — на 0,5 процентного пункта, до 12,8%, доля прочих валют — на 0,8 процентного пункта, до 7,2%.
Кроме того, в начале июля Минфин РФ объявил о завершении конверсионных операций, в результате которых из структуры Фонда национального благосостояния был полностью исключен доллар США и снижена доля фунта стерлингов. Российские власти признали, что это сделано по геополитическим соображениям, прежде всего из-за угрозы санкций. Доля доллара была снижена с 35% до 0%, а фунта стерлингов — с 10% до 5%. Доли евро и китайского юаня, напротив, увеличены с 35% до 39,7% и с 15% до 30,4% соответственно. Доля японской иены сохранена на уровне, близком к 5% (4,7%). Кроме того, в состав ликвидных активов ФНБ добавлено золото с долей в 20,2%.