Был тут случай
Андрей Матвеев, создатель компании DGtalguide
Никто не верит, но я настоящий патриот России. Хотя уже пять лет живу в Италии. Приезжая в Москву из своей тихой деревни под Вероной, я будто переношусь на десяток лет вперед. Интернет выдает сумасшедшие мегабиты и стоит копейки. USB-зарядки есть даже в электричках Петушинской линии. Европа глотает пыль из-под российских подошв, Милан по-черному завидует Мытищам.
Но есть нюансы. Например, каршеринг, очаровательный инновационный сервис. Я личный транспорт в городе считаю нонсенсом. И отстаиваю свою точку зрения в жарких дебатах, в которых мне часто достается за общую безответственность пользователей каршеринга: паркуются криво, машины превращают в авгиевы свинарники… Против фактов не попрешь. Что есть, то есть. Менталитет не успевает за техническим прогрессом. Был момент, когда я и сам подумал, что услуга каршеринга пришла в Россию преждевременно.
Представьте: новогодние праздники. «Яндекс Драйв» делает клиентам подарок – громадную скидку на аренду Genesis G70. Я не без труда нахожу свободный G70 и бронирую его на пять дней для поездки в дом отдыха под Рыбинском. Машина бывалая, на колесах – странная для российской зимы и российских дорог низкопрофильная «изолента», но в целом ехать можно.
На Ярославском шоссе в слякоть омывайка расходуется наравне с бензином. Когда она иссякла, примерно час у нас ушел на то, чтобы понять, что капот не сломан, а открывается только по команде сверху, от оператора «Яндекс Драйва». Позвонил, разблокировали, залил омывайку. Едем дальше.
Темнеет. Освещение отсутствует, а асфальтовое покрытие именно такое, какое ожидаешь увидеть вблизи райцентра с глухим названием Тутаев. Сначала — чувствительный «бум». Затем загорается индикатор низкого давления в шинах. На колесе – внушительный боковой порез. Это закономерный исход. Кто ж ездит на дальняк на низкопрофильной резине? В России. Зимой. До пункта назначения не дотянули всего девять километров. Запаски нет. В подобных случаях нужно звонить оператору, но посреди величественного соснового леса мобильная связь отсутствует.
Опущу подробности того, как я три дня, в разгар новогодних праздников вел беседы с операторами «Яндекс Драйва». Как они не верили мне на слово и просили прислать фото поврежденного колеса машины, стоящей в темноте за девять километров от дома отдыха. Как, несмотря на фото, приехал техник без запасного колеса, зато с насосом, которым он ожидаемо ничего не накачал. Как колесо все-таки поменяли, но забыли мне об этом сообщить, и оставили машину на всю ночь с мигающей «аварийкой». Как мне долго не верили, что аккумулятору настал карачун. Просили прислать все новые фото и видео. Как наконец-то поддались моим уговорам и клятвам и прислали техников с новым аккумулятором.
Но я ни в чем не обвиняю «Яндекс Драйв». Просто вернемся к мысли о несоответствии менталитета уровню технического развития. Я в течение часа не мог залить омывайку, потому что капот шеринговой машины заблокирован. Ведь если дать доступ к двигателю, то клиенты что-нибудь отвинтят и украдут. Пробитое колесо не стало бы проблемой, если б была запаска. Но запаски тоже нет. Потому что ее тоже отвинтят и тоже украдут.
Конечно, все это временные явления. Когда-нибудь российское общественное сознание зашагает в ногу с собственным техническим прогрессом. Скорей бы!