«Век живи» меняет фармацевта
Родственники Владимира Брынцалова продают аптечный бизнес
Ужесточение конкуренции стимулирует владельцев небольших аптечных сетей выходить из бизнеса. Родственники лекарственного магната Владимира Брынцалова решили продать группу «Век живи» структурам Дмитрия Сокола, совладельца объединения IRIS, третьего игрока на аптечном рынке. Консолидация позволяет сетям получать лучшие условия от производителей.
Структуры совладельца фармацевтического дистрибутора «Здравсервис» и аптечного объединения IRIS Дмитрия Сокола приобретают аптеки «Век живи», следует из ЕГРЮЛ. Созданная в конце июня компания «Стратегия Фарма» господина Сокола и его партнера Олега Богомолова 20 июля стала владельцем ООО «Бринфарм М», которое в свою очередь контролирует ООО «Аптеки век живи». Информацию о сделке подтвердили четыре собеседника “Ъ” на фармацевтическом рынке.
«Век живи» управляет одноименными точками, а также аптеками под брендами «Глория фарм», «Медиал», «Экономная аптека». Включает около 70 объектов в Москве и Подмосковье. «Век живи» развивала семья спикера Мособлдумы Игоря Брынцалова — племянника создателя производителя лекарств «Брынцалов-А» Владимира Брынцалова.
«Бринфарм М» ранее принадлежал Нине Брынцаловой. Миноритарная доля в «Аптеках век живи» была у «Фарма-менеджмент» Алексея Четвергова — гендиректора ГК «Черноголовка», крупного производителя безалкогольных напитков, снеков, сладостей и детского питания. В «Век живи», «Здравсервисе» и IRIS комментарии не предоставили.
По словам источников “Ъ”, владельцы «Век живи» ранее вели переговоры о продаже бизнеса уфимской аптечной сети «Фармленд». В июле стало известно, что «Фармленд» договорился о покупке 20 точек московской сети аптек A.V.E Владимира Кинцурашвили и Ивана Саганелидзе — бывших акционеров аптечной сети «36,6».
Собеседники “Ъ” в фармрознице говорят, что аптечные сети обычно оцениваются в две-три ежемесячных выручки. По данным аналитического центра Vademecum, в 2020 году выручка «Век живи» была 1,2 млрд руб., а средний оборот одной точки — 1,25 млн руб. в месяц.
Таким образом, сеть из 70 аптек могла стоить до 262,5 млн руб.
По мнению гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, аптеки сети «Век живи» после смены продолжат работать под текущими вывесками. «Аптеки хорошо знакомы покупателям, и вряд ли новые владельцы станут тратить средства на смену брендов в ближайшие два года»,— соглашается собеседник “Ъ” на рынке.
Как отмечает господин Шуляк, сделка укладывается в общий тренд консолидации аптечного рынка, которая будет продолжаться и дальше. Из-за кризиса владельцы небольших сетей распродают свои точки, более 1 тыс. единичных аптек в прошлом году вынуждены были закрыться, в то время как крупные игроки, напротив, наращивали свое присутствие, рассказывает он.
Гендиректор сети «Неофарм» Евгений Нифантьев добавляет, что в последнее время растет и число региональных аптечных сетей, желающих зайти на конкурентный московский рынок, и конкуренция в регионе будет только усиливаться за счет давления со стороны онлайн-площадок.
По словам собеседника “Ъ”, развиваться на рынке Москвы органически стало сложно и дорого, потому крупные игроки приобретают уже раскрученные локации.
По итогам первого квартала IRIS занимал третье место в рейтинге аптечных сетей в России DSM Group с долей 4,6% рынка, уступая АСНА и «Ригла». В IRIS, по собственных данным, входит 2,43 тыс. аптек, продажи в январе—марте — 16,8 млрд руб.
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов поясняет, что консолидация небольших аптечных сетей в объединения продиктована в первую очередь возможностью получать так называемую бэк-маржу от коммерческих соглашений с производителями (бонусы за объемы продаж, приоритет в выкладке и рекомендации провизором и т. д.). Небольшим сетям с относительно скромной географической представленностью претендовать на такие партнерства с производителями сложно, указывает он.