Дорожные камеры отучат зарабатывать
Росавтодор автоматизирует установку и демонтаж комплексов для контроля нарушителей ПДД
Росавтодор будет координировать установку, эксплуатацию и монтаж 1,5 тыс. дорожных камер на федеральных дорогах с помощью единой информационной системы, в которую вложит более 36 млн руб. В техзадании к соответствующему тендеру говорится о практике, когда камеры устанавливаются не с целью снижения числа ДТП, а с целью «поступления в бюджет прибыли от штрафов». С этим и должны побороться разработчики новой системы. Подробностей, что нужно для этого предпринять, нет, в агентстве говорят лишь об инициировании «дополнительных процессов, связанных с нарушением законодательства субъектами и муниципальными образованиями РФ».
Росавтодор модернизирует «Единую информационно-аналитическую систему» (ЕИАС АСУ) для автоматизации «администрирования и контроля за установкой камер на конструктивных элементах автодорог федерального значения». Планируемая сумма контракта, следует из информации на сайте госзакупок, 36,5 млн руб.
Сегодня, по данным Росавтодора, на 56 тыс. км федеральных дорог установлено 1,58 тыс. камер фиксации нарушений (7% от общего числа дорожных камер на всех дорогах РФ). «Внутренние процессы», связанные с размещением новых, обслуживанием и демонтажем действующих комплексов, не автоматизированы, рассказали “Ъ” в Федеральном дорожном агентстве. Это сложная, растянутая во времени процедура, в которой задействованы федеральные, региональные и местные органы власти, прокуратура, иногда суды, говорится в техзадании к конкурсу.
«Администрирование процессов является трудоемкой и трудно контролируемой задачей,— рассказали “Ъ” в ведомстве.— Отсутствие единого массива данных не позволяет проводить необходимый анализ».
Развитие ЕИАС АСУ автоматизирует процесс принятия решения о размещении или передислокации камер, поясняют в Росавтодоре, а также позволит контролировать сроки согласования размещения оборудования. Будет создана единая информационная система обо всех камерах на федеральных дорогах.
Установкой камер на федеральных дорогах занимаются регионы, средства от полученных штрафов поступают в местные бюджеты. В ТЗ к тендеру рассказывается о «практике», когда камеры устанавливаются не с целью снижения числа ДТП, а с целью «поступления в бюджет прибыли от штрафов». Напомним, что в РФ уже несколько лет функционирует механизм концессий, в рамках которых частная компания ставит и обслуживает камеры, передавая снимки нарушений в ГИБДД и получая за каждое постановление вознаграждение. Так, между подмосковным правительством и «МВС Груп» действует соглашение, по которому компания получает 233 руб. с каждого штрафа. В 2019 году экс-вице-премьер Максим Акимов призывал ужесточить правила заключения подобных концессий или вообще от них отказаться. Впрочем, кроме заявлений ничего сделано не было. О том, что камеры нередко ставятся для зарабатывания денег, заявляет и глава ГИБДД Михаил Черников. Как модернизированная система Росавтодора позволит бороться с упомянутой «практикой» зарабатывания на штрафах, в ведомстве не поясняют. На каких конкретно дорогах развернут незаконный бизнес, в техзадании также не говорится. Там лишь сказано, что нужно «инициировать дополнительные процессы, связанные с нарушением законодательства субъектами и муниципальными образованиями РФ».
Общее количество камер на дорогах всех уровней, по данным МВД,— более 23,2 тыс. В 2021 году с их помощью было вынесено почти 50 млн штрафов, что составляет почти 90% от всех постановлений, вынесенных ГИБДД. Единой базы данных всех комплексов не существует, но на интерактивной карте на сайте gibdd.ru можно посмотреть места размещения камер. Нацпроектом «Безопасные и качественные дороги» запланировано наращивание числа парка камер примерно до 40 тыс. штук к 2030 году.
В ассоциации производителей и операторов систем фотовидеофиксации ОКО поддержали инициативу Росавтодора. Отсутствие единой системы в некоторых случаях позволяет скрыть «отклонения от существующих регламентов» при установке камер, считают в организации. В ОКО заметили, что в Москве, Московской области, Татарстане давно используются централизованные системы учета, контроля и мониторинга состояния камер, позволяющие поддерживать «непрерывную работоспособность систем фотовидеофиксации, отлеживать динамику аварийности в местах установки комплексов».
При разработке новой системы Росавтодору надо учесть региональный опыт, считают в ассоциации, и заложить возможность «бесшовного» подключения уже имеющихся региональных систем.
Главная проблема федеральных дорог — не камеры, а «рваный скоростной режим», говорит руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. Постоянная смена скоростного лимита с 90 на 60 км/ч, к примеру, наблюдается на трассе М7 «Волга», на М5 «Урал». «Это раздражает водителей,— говорит господин Шкуматов.— Такая езда крайне некомфортна и напоминает игру по отслеживанию знаков на обочине и последующей оплате штрафов. Росавтодору стоило бы создать систему по контролю установки знаков, ограничивающих скорость, и провести полную их ревизию. Мы призываем это сделать уже не первый год».